Развод под надзором
Информации о медиации становится все больше: появляются рекламные борды на улицах, в судах – информация на стендах и в брошюрах. Медиаторы подходят перед судебным заседанием к спорящим сторонам, предлагают им помощь в добровольном урегулировании спора, подробно рассказывая о процедуре переговоров. Судья на предварительном заседании обязательно предлагает сторонам воспользоваться процедурой медиации. Всегда проще не заводить дело далеко, а договориться и закончить процесс заключением мирового соглашения.По сути, медиация — это разрешение спорных вопросов без суда путем переговоров, которые проводятся с участием аттестованного посредника. В нашей стране этот способ выяснения отношений появился в 2011 году — с пилотных проектов при экономических судах. Простым же гражданам альтернативный способ разрешения конфликтов в гражданско-правовых и хозяйственных делах стал доступен с января 2014 года, с момента вступления в силу закона «О медиации». Многие пары используют медиацию во время судебного разбирательства, а также непосредственно после развода в суде. Важно знать: медиатор как независимое лицо помогает сторонам договориться, но сам при этом остается все-таки немного в стороне — споры за них он не решает.
Делим не квартиру, а ребенка
Случаев, когда медиация действительно помогла семейным парам бесконфликтно разойтись, — хватает. Дмитрий Окулич захотел договориться с женой Ольгой об алиментном соглашении, в котором прописана фиксированная сумма, которую он будет перечислять на двоих детей ежемесячно из-за границы. Он также хотел подробнее знать, на какие именно «детские» нужды бывшая жена тратит его средства — для уверенности в том, что сын и дочь действительно не обделены. Медиатор резюмировал переговоры на бумаге по материальным вопросам: порядок выплаты алиментов отца и отчетности со стороны матери детей. Медиативную договоренность в дальнейшем оформили у нотариуса алиментным соглашением, и она получила силу исполнительного документа.
А вот предпринимателю Сергею Петровскому и его бывшей жене Наталье понадобились услуги медиатора для того, чтобы, как это ни странно звучит, «поделить» любимую 8-летнюю дочь Вику. Вопрос стоял ребром: с кем ей быть после развода? Супруги хотели, чтобы она жила то у родни отца, так как его материальное положение позволяет, то с матерью, которая зарабатывает значительно меньше бывшего мужа. Рассматривался и такой вариант — пару недель у папы, пару — у мамы. Но в жизни эта мечта супругов оказалась неосуществима, потому что ребенок — не игрушка. Только представьте, какую психотравму можно нанести ему постоянными переездами. Конечно, бывшие супруги и живут неподалеку, и школу менять девочке необходимости нет. Но… Медиаторами материальное обеспечение родителей здесь учитывается в последнюю очередь. Самое главное, к кому Вика более привязана, кого из родителей она включает в систему семейных ценностей, кто авторитетнее для нее. Судьей уточняются вопросы, кто больше времени проводит с ней, кто занимался девочкой с рождения, ухаживает за ней сейчас и т.п. В итоге Вика осталась с мамой, а за папой — общение в выходные, праздничные дни. Он оказывает помощь и в других делах (подвозит дважды в неделю на спортивную секцию, в поликлинику, посещает родительские собрания и др.). Все четко прописывается на бумаге. Мнение ребенка, с кем из родителей остаться проживать, после достижения им 10-летнего возраста является обязательным для суда.
Бабушка едет к внуку
Еще один распространенный случай взаимного непонимания взрослых: Мария Никифорова после развода не подпускает мужа как законного представителя к сыну и не дает бабушке, то есть своей бывшей свекрови, общаться с внуком Матвеем. В результате родня с отцовской стороны совершает разные эмоциональные поступки. Например, забирает мальчика после школы и увозит без ведома матери в неизвестном направлении и по несколько дней не выходит на связь. В конце концов бабушка не выдержала и обратилась к медиатору, чтобы он помог в конфликте с невесткой. Женщины успокоились, поговорили и решили-таки сделать шаг навстречу друг другу. Мария узнала, что в соответствии с законодательством бабушки и дедушки имеют право обратиться в суд для установления времени общения с внуками. С помощью медиативного соглашения бабушка может теперь в определенные дни недели забирать Матвея из школы и помогать невестке в его воспитании и учебе.
Цель семейной медиации – не предотвращение развода, а эффективные для двух сторон переговоры. Кстати, случаи досудебного урегулирования близкого к разводу конфликта с помощью медиации бывают, но, увы, крайне редки. Например, за богатую медиативную практику адвоката Елены Жданович не дошли до ЗАГСа за штампом о разводе всего 2—3 пары. Почему, если речь идет о сохранении семьи, а не только об установлении добрых и уважительных отношений, так мало решений о сохранении семьи? Жаль, но к медиатору стороны обращаются на той стадии конфликта, когда семейная чашка треснула и склеивать черепки нет никакой возможности. Супруги уже не хотят этого и в основном желают договориться по вопросам, сопровождающим расставание: содержание детей после развода, раздел имущества и т.п.
Все оформленные договоренности между сторонами, которые были достигнуты, называются соглашением. Задача специалиста проверить, чтобы они были реалистичные, продуманные сторонами, максимально отвечали их интересам. Такое соглашение исполняется добровольно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Если переговоры прошли эффективно, стороны также быстро и исполняют договоренности. Про юридическую силу популярного в народе алиментного соглашения все ясно. Часто по семейным спорам частью медиативного соглашения являются проекты брачного договора. А в нем можно детально прописать все нюансы будущей семейной жизни.
Расходы, связанные с медиацией, несоизмеримо меньше расходов, которые люди тратят на судебные разбирательства. Согласно Закону «О медиации» эти расходы стороны несут в равных долях. Стоимость услуг медиатора зависит от сложности спора, опытности и квалификации медиатора. В среднем стоимость варьируется от 100 до 300 рублей за сессию, которая длится около 3 часов.
МНЕНИЯ
Ирина ЦЕЛИКОВЕЦ, начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Минюста:
— По состоянию на 1 августа в стране свидетельства медиатора выданы 549 лицам, в 4 организациях созданы обособленные подразделения, обеспечивающие проведение медиации; 3 организации имеют право осуществлять образовательную деятельность в сфере медиации. Медиация — это взаимовыгодный и мирный способ урегулирования спора между сторонами, при этом она позволяет сохранить репутацию и партнерские отношения как в бизнесе, так и личной жизни супругов, когда обнародование каких-то фактов может нанести непоправимый ущерб сторонам спора.
Минюст постоянно проводит работу по популяризации медиации в стране, имплементации передового европейского опыта в наше законодательство, непосредственно участвует в разработке законодательства в области медиации, а также его совершенствовании. В настоящее время разрабатывается проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам медиации». В этом году Минюст провел ряд встреч с представителями и экспертами Совета Европы по вопросам совершенствования механизмов осуществления медиации, повышения ее востребованности как альтернативного способа урегулирования конфликтов.
Елена ЖДАНОВИЧ, практикующий медиатор, адвокат, эксперт в области семейного права:
— Всегда благодарю супругов за принятое решение сесть за стол переговоров. Приняв решение договариваться, пара признает важность и исключительность проблемы, которая возникла в связи с переменами в семейной жизни. Главное достижение и ценность брака — дети. И в переговорах речь не об удовлетворении своих личных обид и амбиций, а в первую очередь об интересах детей, ответственности за их жизнь и благополучие. В медиации выигрывают все, потому что цель переговоров – достижение взаимовыгодного соглашения, установление сотрудничества, несмотря на конфликт. Ведь умение достойно выйти из конфликта – большая ценность!
Татьяна ШИМУК