Комфорт для потребителя
— Андрей Валерьевич, заканчивается первый год реализации госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021—2025 годы. Можно ли подвести промежуточные итоги?— Задачи, которые стоят перед отраслью, четко изложены в Директиве № 7 и госпрограмме «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021—2025 годы. И задачи эти в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить комфортные условия проживания населения. Госпрограммой определены 15 показателей, выполнение которых по итогам 2021-го должно быть обеспечено. В последние годы произошли очевидные позитивные изменения в работе отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Мы получили положительные результаты в сдерживании роста затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению. Это позволяет регулировать уровень тарифов на данные услуги в рамках пятидолларового коридора.
— Насколько удалось снизить затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг в 2020 и 2021 годах? Какие технологии и методы использовались? Самые эффективные из них?
— С 2016 по 2020 год затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению снижены на 643,9 миллиона рублей. В 2020-м сэкономили 99,5 миллиона. В этом году прогнозируется сэкономить более 90 миллионов рублей.
Управление затратами при оказании жилищно-коммунальных услуг — это один из основных принципов работы как самого министерства, так и подведомственных организаций.
Самые эффективные мероприятия — снижение расходов на топливно-энергетические ресурсы, выполнение энергосберегающих мероприятий, снижение потерь тепловой энергии и воды при транспортировке, оптимизация накладных расходов, оптимизация численности сотрудников за счет внедрения процессов автоматизации и передовых технологий при обслуживании населения.
Весьма результативным оказался внедренный в 2015—2016 годах механизм планирования и финансирования деятельности организаций ЖКХ по планово-расчетным ценам. Он позволяет направлять сэкономленные средства как на развитие материально-технической базы и мероприятия по дальнейшему снижению затрат, так и на финансовое стимулирование работников. Кстати, финансирование по планово-расчетным ценам положило начало новым подходам, основной смысл которых заключается в том, что организации должны жить по средствам и быть максимально заинтересованными в сокращении затрат.
— Приведите, пожалуйста, пример такой экономии.
— Каждый год энергоисточники организаций ЖКХ вырабатывают 8—9 миллионов Гкал тепловой энергии. В результате ежегодной замены неэффективных тепловых сетей потери тепловой энергии при ее транспортировке сокращены с 13,8 процента в 2015 году до 9,2 процента в 2020-м. При этом 72,5 процента новых сетей — предварительно изолированные трубы.
— Влияют ли эти внутренние мероприятия на доступность услуг для населения?
— Разумеется. Более того, государство помогает частично оплачивать услуги ЖКХ малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения. Речь идет о безналичных жилищных субсидиях, которые предоставляются нуждающимся гражданам с 2016 года. За десять месяцев 2021-го более 26 тысяч домохозяйств получили помощь почти на 2 миллиона рублей. Причем по выявительному принципу помощь оказана 26 тысячам, а по заявительному — 424 домохозяйствам.
Такой механизм предоставления субсидий позволяет адресно оказать поддержку малообеспеченным гражданам или семьям при оплате жилищно-коммунальных услуг, если их затраты на эти цели превышают 20 процентов от совокупного дохода семьи в городе и 15 процентов — в сельской местности. Главное условие — объемы потребления этих услуг находятся в пределах установленных законодательством норм и нормативов.
Качество питьевой воды
— Один из самых важных пунктов госпрограммы, как мне кажется, — обеспечение всех потребителей качественной питьевой водой. Что сделано за последние год-полтора?— Действительно, обеспечение населения водой питьевого качества до 2025 года — приоритетное направление нашей работы. К слову, сегодня Беларусь входит в первую двадцатку стран по обеспеченности доступа населения к чистой воде. Это данные Программы развития Организации Объединенных Наций.
Однако слабое место в нашей воде — большое содержание железа. Эту проблему мы решаем строительством станций обезжелезивания. И довольно успешно. В 2020-м, например, построено 294 станции, хотя в 2016—2018 годах их было возведено всего 60.
За последние годы доступ к качественной питьевой воде дополнительно получили более 200 тысяч человек — преимущественно жители сельской местности.
На такой установке отечественного производства специалисты видят принцип работы станции обезжелезивания.
Отмечу, что за последние пять лет обеспеченность потребителей качественной питьевой водой увеличилась более чем на восемь процентных пунктов и составила 95,3 процента. И мы стремимся к 100 процентам.
В этом году запланирован ввод в эксплуатацию 195 станций обезжелезивания воды. Задача на ближайшие пять лет достаточно амбициозная — построить 800 станций, более 300 водозаборных скважин, переподключить более 100 населенных пунктов к существующим централизованным системам водоснабжения с водой питьевого качества. Это позволит дополнительно обеспечить хорошей водой около 973 населенных пунктов с общей численностью населения более 300 тысяч человек.
— Качество оказываемых услуг и работы коммунальных служб зависит в том числе и от средств малой механизации. Как обстоят дела с их приобретением?
— В ближайшие пять лет автопарк предприятий ЖКХ пополнится почти 500 единицами новой техники. В этом году закуплено 105 единиц, в том числе 24 — малогабаритной техники. Источники финансирования — собственные средства предприятий ЖКХ и лизинг. В рамках Указа № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования» в части распространения льготных условий финансовой аренды (лизинга) на организации жилищно-коммунального хозяйства закуплено 11 единиц техники.
Качественная техника сегодня важна с точки зрения оказания любой услуги.
Сохранить тепло жилья
— Сегодня как никогда актуальны вопросы энергосбережения и энергоэффективности жилфонда. Как идет работа в этом направлении?— Теплоснабжение — это не только одна из наиболее важных жилищно-коммунальных услуг, но и самая дорогая. Более 30 процентов от суммы извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг в зимний период уходит на отопление и подогрев воды. Поэтому повышение энергоэффективности многоквартирных жилых домов — актуальная тема. На современном этапе главная цель — повысить эффективность использования тепловой энергии в целом. И здесь есть огромные резервы для экономии. Снижение доли импортируемых газа и энергоносителей, за которые страна рассчитывается валютой, заставляет нас активнее использовать местные виды топлива.
Также результаты приносит реконструкция теплового хозяйства с переводом котельных на местные виды топлива. Она одновременно решает задачи замещения импортируемого природного газа и сокращения затрат на производство тепловой энергии. Сегодня на щепе и торфе работают почти 72 процента котельных ЖКХ, а доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива достигла 45,1 процента, при этом доля использования природного газа составляет 54,9 процента.
До 2025 года на котельных ЖКХ планируется ввод около 490 МВт мощностей на местных видах топлива. Это позволит уменьшить потребление импортируемого природного газа на 113 миллионов кубометров.
Энергоэффективность жилого дома зависит от многих факторов.
— Если говорить об отдельно взятом жилом многоквартирном доме, как повышается его энергоэффективность?
— Тепловая модернизация — это проведение комплекса энергоэффективных мер, которые позволяют вывести здание на новый уровень тепловой защиты и снизить энергопотребление. Это замена окон и дверей в подъезде, квартирах, установка регуляторов на батареях в квартире и утепление стен.
Сегодня действует порядок организации, проведения и финансирования тепловой модернизации жилых домов, при котором государство оказывает поддержку в размере 50 процентов от общего размера затрат, связанных с ее проведением. Проще говоря, государство обеспечивает выполнение всех работ за счет бюджетных средств, а 50 процентов стоимости мероприятий собственники жилых помещений платят в течение десяти лет равными ежемесячными долями. Дополнительная поддержка оказывается также гражданам и при предоставлении безналичных жилищных субсидий. Есть положительные примеры реализации данного подхода.
— Во всех районах страны созданы единые диспетчерские службы с коротким телефонным номером 115. Удалось ли синхронизировать работу этой службы с коммунальными службами?
— Начну с того, что единые областные контакт-центры с номером 115 созданы для улучшения качества обслуживания населения. При поступлении обращений граждан заявки посредством функциональных возможностей программного обеспечения незамедлительно передаются исполнителю. Отложить заявку, проигнорировать решение проблемы на неопределенный срок или сделать работу некачественно теперь не получится. Вся информация с момента обращения до его исполнения фиксируется в системе.
За 11 месяцев этого года в службу 115 поступило более 2,6 миллиона заявок, оказано свыше 1,5 миллиона консультаций. В 2020-м поступило более 2,7 миллиона заявок. При этом наблюдается стабильное снижение количества заявок, выполненных с нарушением срока. Централизованный прием обращений мотивирует исполнителя качественно работать.
Государство поможет в оплате жк-услуг.
Полигон новых возможностей
— В последние несколько лет в части сбора и переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) проделана большая работа. Так, уровень использования ТКО увеличен до 25 процентов. К 2025 году уровень использования коммунальных отходов должен составить не менее 64 процентов. Как будет повышаться эффективность обращения с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами (ВМР)?— Сейчас использование ТКО в основном происходит за счет извлечения из их состава традиционных видов вторичных материальных ресурсов — макулатуры, стеклобоя, изношенных шин, отходов полимерной упаковки и бытовой техники. Однако только за счет сбора ВМР уровень использования твердых коммунальных отходов не превысит 30 процентов. Для увеличения применения ТКО необходимо внедрение новых для нашей страны технологий, позволяющих использовать органическую и теплотворную части ТКО, а это требует наличия объектов промышленной переработки твердых коммунальных отходов.
В ближайшие пять лет планируется построить и ввести в эксплуатацию 16 региональных объектов по сортировке и использованию ТКО общей мощностью до 1,4 миллиона тонн твердых коммунальных отходов в год. Это позволит в 2025-м дополнительно отсортировать и переработать около 60 тысяч тонн ВМР, произвести 235 тысяч тонн RDF-топлива для цементной промышленности и использовать около 200 тысяч тонн компоста из органической части ТКО. С учетом планируемого энергетического применения твердых коммунальных отходов, образующихся в Минске, уровень использования ТКО в 2025 году должен достичь 64 процентов.
— Какие самые важные планы на ближайшую пятилетку?
— Сегодня мы должны принять окончательное решение по вопросам управления общим имуществом совместного домовладения. Определить роль заказчиков, управляющих организаций и товариществ собственников в этом процессе. Принять решение о дальнейшей системе организации ремонтов, и в первую очередь капитальных, многоквартирных жилых домов с учетом права собственности на них. Выстроить единообразную систему контроля над организацией эксплуатации жилищного фонда. В коммунальном хозяйстве до конца 2025 года планируется построить и ввести в эксплуатацию 16 региональных объектов по сортировке и использованию ТКО. В итоге мощности для сортировки твердых коммунальных отходов на конец 2025-го будут увеличены в два раза по сравнению с 2020 годом и составят около 1,9 миллиона тонн. И еще много других задач, которые позволят улучшить условия проживания граждан.
misnik@sb.by