![](https://storage01.sb.by/iblock/7e5/7e57d8b8a2b1e268d84a2ea394a3e2fc/d81341e442a32bb2ed97aa8bb0227a56.jpg)
— В нашей стране принята серьезная программа по электротранспорту до 2025-го включительно, и она получает свое развитие на 2025—2030 годы, — подчеркнул заместитель Премьер-министра Петр Пархомчик. — Стоимость шкловского проекта составляет 23 миллиона белорусских рублей. Средства выделяет государство, это прекрасный подарок району. Появление электробусов — комфорт не только для белорусов, проект позволит продемонстрировать нашим потенциальным партнерам выгодность такого приобретения. По сути, пилотный проект носит в какой-то степени рекламный характер, потому что одно дело — рассказывать, что мы производим, а другое — когда продукцию на практике могут оценить руководители регионов Российской Федерации, которые часто нас посещают. Сегодня наши электробусы бегают по улицам Санкт-Петербурга, Красноярска, городов Азербайджана, есть запрос из Сочи. Поэтому перед предприятиями «МАЗ» и «Белкоммунмаш», которые выпускают такую технику, стоит задача очень быстро наращивать производство, чтобы удовлетворить все имеющиеся на сегодняшний день заказы и потребности. Это непросто, но они справляются: если в среднем «Белкоммунмаш» производил в год 130—140 машин, то в 2023-м цифра увеличилась до 260—270. Сейчас стоит задача приблизиться к 400.
Электробусы для Шкловского района произведены на «Белкоммунмаше». Жодино работает с ОАО «МАЗ». ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» — первый отечественный производитель электротранспорта, востребованного не только в Беларуси, но и за пределами страны.
![](https://storage01.sb.by/iblock/63b/63b83dbca5cf2dc59162b9f900d8b6bb/4e958bb92e385340806c2dc18a34959b.jpg)
— Лучшей благодарностью для нас станут положительные отзывы от пассажиров, которые будут пользоваться этим транспортом, от водителей, которые уже ощущают комфорт и эргономичность рабочего места, — говорит генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Тарас Мурог. — Еще один весомый аргумент в пользу электробусов — экологический эффект, который мы получим в перспективе. Ныне во всем мире большое внимание уделяется внедрению экологических источников энергии, их эффективному развитию, мы поддерживаем эти тенденции.
Шклов к переходу на зеленый общественный транспорт подготовился. По словам заместителя начальника главного управления ЖКХ Могилевского облисполкома — начальника отдела транспорта и коммуникаций Олега Демьянкова, в райцентре установлено восемь электрозарядных станций (шесть из них — двухпостовые, две — однопостовые), где одновременно смогут обслуживаться 14 электробусов. Необходимое для полного заряда батареи время — 4—6 часов. А хватит такой «подпитки» общественному транспорту на 200 километров пробега.
— Для нас, для города и района это не просто значимое, а историческое событие. Техника нового поколения — это комфорт: отсутствие шума, вибрации, — директора Шкловского филиала автопарка № 5 ОАО «Могилевоблавтотранс» Павла Тимощенко переполняют радостные эмоции.
![](https://storage01.sb.by/iblock/1be/1be07dbd2975387c1ead5fb107458285/c5fdee179da3bdd74e4c085e86a2fffe.jpg)
Вместительность электробусов — около 70 мест, в том числе 31 подсадочное. Трехдверные, они оборудованы камерами видеонаблюдения, которые передают происходящее в салоне на дисплей водителя, в каждом есть пандус и место для маломобильных пассажиров, места для детских колясок, четыре USB-разъема для зарядки гаджетов и «теплые кнопки», прикоснувшись к которым пассажир может сам открыть дверь, если ему, к примеру, нужно выйти на остановке по требованию.
— Работать на такой машине будет в удовольствие, — радуется водитель автопарка с 20-летним (безаварийным) стажем Андрей Липский. — Знаю, о чем толкую. Мы с напарником Андреем Волковым электробусы в Шклов из Минска гнали. Это 220 километров. Заряда хватило, еще и осталась половина!
Обычных автобусов в автопарке 15. Им от 3 до 17 лет, то есть некоторые уже отработали свой нормативный срок. Взамен их и выйдет на дороги современный общественный транспорт. Первые три машины — уже этой весной. А до конца года весь район станет полностью «электробусным». Как отметил председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко, переход на совершенно новый вид общественного транспорта — более комфортабельный, экологичный — подарок для всей области:
![](https://storage01.sb.by/iblock/aa6/aa6ab8579069dd1ceb3a3b4fa269a717/6e89450e3c528d2c23fb314073a10160.jpg)
— Намерены продвигать развитие электротранспорта и дальше. На юго-востоке региона есть районы, пострадавшие от чернобыльской аварии, в планах — приобрести электробусы для них.
По словам Петра Пархомчика, в ходе реализации пилотного проекта важно получить подтверждение всех технических характеристик, которые были заложены конструкторами, выяснить, какие модели электробусов оказались лучше, экономичнее в эксплуатации.
— Пилотный проект включает в себя сразу несколько важных направлений: экономику, экологию, имидж, — подчеркнул министр промышленности Александр Рогожник. — Электробус — самый современный вид транспорта, и отечественная техника ни в коей мере не уступает импортным аналогам. «Белкоммунмаш», чья техника будет работать в Шкловском районе, загружен заказами не только на 2024 год — уже контракты заключаем на 2025-й. После того как оценим результаты работы в Могилевской и Минской областях, продолжим реализовывать такие пилотные проекты по всей стране.
На очереди — Витебская область: уже в этом году электробусы планируют поставить в промышленный город Новополоцк.
kislyak@sb.by