Комар-пискун

В народных представлениях комар считался одним из нечистых животных, включаемых в число “гадов”. Родство комара с “гадами” нашло отражение в хорватской легенде, повествующей, что насекомыми стали искры, разлетевшиеся от змеиного удара хвостом по углям.

Искра от первого удара змеи, брошенной человеком на угли, попала тому на уста и стала мухой. Змея вновь ударила хвостом, и одна из искр угодила человеку в левую руку. Он придавил ее правой рукой и увидел комара, которого он, как и муху, на свою беду отпустил на волю. Из последней, третьей искры, попавшей человеку в лоб, произошла блоха, после чего змея сгорела.
Частичное соответствие огненному происхождению комара и мухи можно видеть в украинском поверье о том, что “мошки, комарi, мухи завелись з попелу”.
С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо.
В ряде центральных губерний России началом появления комаров считали 26 мая — день Лукерьи-комарницы. Временным пределом активности жалящих насекомых у восточных славян обычно выступал Спасовский пост (14—27 августа). “Як прыйдзе Спас — камарам урвецца час”, то есть придет конец. 
В фольклорных текстах комар выступает как юмористический персонаж, наделенный мужской символикой. Особенно популярны шуточные песни с мотивом женитьбы комара на мухе: “Задумал комарик жениться, засватал луковую мушку. Прилетел к нему паучок, расстроил — луковая мушка не невеста: она ткать, прясть не умеет, она с кринки на кринку летает, около краешков сметану собирает”.
Любовная тематика, связанная с мужской символикой комара, присутствует и в лирических песнях: в облике комара к спящей девушке прилетает любимый.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter