Нет в Беларуси семьи, которой так или иначе не коснулась бы Великая Отечественная война. Однажды фашистские каратели согнали всех жителей маленькой деревеньки на границе Минской и Могилевской областей в одно здание, чтобы уничтожить. Из-за какой-то заминки люди сумели убежать и спрятаться в болоте. Трое суток сельчане лежали в воде, чтобы не взяли их след собаки, при этом матери зажимали рты плачущим от голода и холода детям. Среди этих людей была моя бабушка (тогда 11-летняя девчушка)… Ужас войны, безжалостное истребление мирных жителей казались нам настолько бесспорными и очевидными, что мы не считали нужным постоянно говорить об этом. А зря! Как оказалось, память человеческая короткая. Прошло несколько десятилетий — и вот уже все смелее поднимают головы и громче заявляют о себе неонацисты, а цинизм иных доходит до наглого отрицания или даже оправдания зверств карателей.
5 января Глава государства подписал закон, который предусматривает юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года). Одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа. Мнением об актуальности этого правового акта поделился Артур Зельский, директор государственного мемориального комплекса «Хатынь», кандидат исторических наук, автор книги «Хатынь. Трагедыя беларускага народа»:
— Страшные действия оккупантов на территории Беларуси затронули всех и каждого, каждую семью. Но, к сожалению, после войны дело ограничилось Нюрнбергским процессом, а дальше в глобальных масштабах не двинулось. Да, были суды над военными преступниками в разных городах, но широкого резонанса эти дела не получали, все происходило в атмосфере некой скрытости. О националистических подразделениях, которые были соучастниками злодеяний оккупантов и карателей, упоминать не любили или говорили смягченно, щадя чувства народов, к которым они принадлежали.
Закон о геноциде белорусского народа должен подтолкнуть нас к осмыслению страшной трагедии, которая произошла не так уж давно по историческим меркам. Хатынь часто воспринимают как памятник сожженным деревням, но это не совсем так. Это памятник всем погибшим во время оккупации мирным жителям Беларуси независимо от их национальности или вероисповедания. Нацисты ведь не разбирались, белорусы перед ними, евреи или украинцы, православные или католики — все шли в огонь, все стали жертвами оккупационной политики нацистов. У смерти нет национальности. Вот каково символическое значение Хатыни.
Сейчас расследуется уголовное дело по фактам геноцида населения Беларуси. Генеральная прокуратура установила, что более 400 военных преступников, чьи руки в крови наших земляков, еще живут как минимум в 17 странах. Решается вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности. Насколько это получится — неизвестно, но очень важно хотя бы назвать их имена, вскрыть темное прошлое. Несправедливо, что они спокойно живут в эмиграции, наслаждаются общением с близкими, а их жертвы были лишены возможности даже умереть в кругу семьи — они горели в огне, задыхались, заживо погребенные.
Главное, чтобы в нашей стране было понимание, осознание страшной трагедии геноцида. Посмотрите, как тесно оказалось переплетено наше прошлое, настоящее и будущее. Если мы будем уважать себя, свою историю, нас станут уважать и другие. При всеобщем однозначном осуждении никто не посмеет публично отрицать трагедию нашего народа.
Сейчас Артур Гарриевич работает над новыми разделами, которые дополнят книгу «Хатынь. Трагедыя беларускага народа». В ней появится в том числе глава о военных преступниках.
Ксения ЕВГЕНИЧ.