— Это наше богатство. Надо переработать в бумагу, целлюлозу, чтобы не возить за границу за бесценок. Вот в чем был замысел строительства этого предприятия.
С высокой добавленной стоимостью
Новое производство создавалось последние несколько лет с участием китайского подрядчика — компании САМСЕ. В сотрудничестве с ними то и дело возникали серьезные сложности и противоречия. Как итог — значительное увеличение сроков реализации проекта. Завершать работу пришлось собственными силами. Сульфатная беленая целлюлоза между тем высоко востребована на международных рынках и важна для импортозамещения. Применяется в производстве обоев, упаковочных, писчих и полиграфических бумаг, картона, изделий санитарно-гигиенического назначения. Причем конкуренции светлогорскому предприятию на постсоветском пространстве нынче нет.
Противники строительства нового завода были, однако, и в нашей стране. Слишком уж большая развернулась в интернете шумиха по поводу экологических проблем предприятия. Александр Лукашенко об этом знал. Поэтому не преминул поинтересоваться у председателя «Беллесбумпрома» Юрия Назарова, все ли вопросы решены.
— Дурно пахнущего нет? — прямо спросил Президент.
— Нет, — заверил Юрий Назаров, — иначе мы бы не подписали акт ввода.
Выйти на проектную мощность предприятие должно уже в этом году. Стратегический вопрос — доставка сырья. Александру Лукашенко доложили: потребности растут, есть даже необходимость в дополнительном железнодорожном транспорте. Тут же Глава государства дал необходимые поручения. А кроме того, обратил внимание, что дополнительные поставки древесины на переработку на Светлогорский ЦКК позволят более эффективно использовать лесные ресурсы страны. И низкосортная древесина здесь не исключение. На предприятии имеется технология, которая позволяет получать из нее востребованный продукт, причем с высокой добавленной стоимостью. Именно на увеличение ее использования и ориентировал руководство завода Президент.
Перспективы не на бумаге
Рассказали Главе государства и о новых перспективных проектах лесобумажной отрасли. Речь, в частности, шла о бумагоделательном производстве в Светлогорске, производстве мебели в Ивацевичах, пеллет и вискозы в Добруше. Выпускать пеллеты, к слову, планируется и в свободной экономической зоне «Витебск». На этот факт Александр Лукашенко обратил особое внимание. По его мнению, при работе в условиях СЭЗ государство в течение долгого времени не получает в казну практически никаких налогов. Да, создаются дополнительные рабочие места, но этот вопрос, по словам Главы государства, так остро уже не стоит:
— Нам надо ориентироваться уже на что-то существенное. Если ты хочешь сюда прийти работать, пожалуйста, приходи и работай, как работают все предприятия — плати налоги, на прибыль налог. Любые рабочие места должны приносить прибыль.
Президент в связи с этим считает необходимым пересмотреть некоторые подходы и условия, на которых в Беларусь привлекаются иностранные инвестиции:
— Это стратегический вопрос. Хватит сюда тащить со всего мира бизнесменов, хвастаться, что у нас инвестиции. А от этих инвестиций страна практически ничего не имеет. Не надо сравнивать с IT-парком. Это суперновейшее, на это бросаются все. И чтобы их здесь удержать, конечно, этот Парк мы поддерживаем, помогаем ему.
ГЕОГРАФИЯ ДРУЖБЫ
В центральном пункте управления Александр Лукашенко тепло пообщался с работниками завода. Одним из них оказался египтянин Феди Халиль, который уже около 7 лет живет с семьей в Беларуси. Глава государства отметил, что через несколько дней будет у него на родине:
— Мы тебя там вспомним. И даже Президенту аль-Сиси (Президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси. — Прим. ред.) об этом скажу. Обязательно.
Встряхнуть весь город и окрестности
Именно под таким девизом теперь проходит каждая рабочая поездка Александра Лукашенко в регионы. Глава государства и на сей раз изменил маршрут и внепланово посетил завод железобетонных изделий и конструкций, а также домостроительный комбинат. А накануне — и такова будет дальнейшая практика — ряд предприятий региона (от сельскохозяйственных до промышленных) посетили высшие должностные лица.
— Что плохо, на что надо обратить внимание? — поинтересовался у них Александр Лукашенко.
В числе предприятий, где побывал Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, местный хлебозавод. Его вывод: здесь современное оборудование, с сырьем вопросов нет. Кроме того, Игорь Сергеенко посетил предприятие, где производят сварочные электроды. Председатель Совета Республики Наталья Кочанова рассказала о поездке на молочный завод. Отметила, что предприятие очень хорошее, с хорошей зарплатой, выпускает сыры, вопросов к нему нет. Весьма положительно отозвалась она и о работе местного агросервиса. Обратила внимание, что там выпускаются кормораздатчики, а также запчасти для сельхозтехники по импортозамещению. Есть цех по пошиву одежды, деревообработка.
— За образец Гомелю надо брать и действовать, — сказал на это Президент.
Светлогорский домостроительный комбинат.
Наталья Кочанова, ко всему прочему, посетила агропромышленное предприятие, где развивают овцеводство. Как доложили Главе государства, это направление в ближайшее время получит дополнительную поддержку и будет расширяться.
А вот что касается завода железобетонных изделий и конструкций, председатель Совета Республики констатировала — он в сравнении с прошлым годом просел по показателям:
— Но там новый директор, видение у него есть в работе. Они работают, укомплектованы людьми.
Глава государства попросил помочь там навести порядок, а во время посещения самого завода потребовал принять дополнительные меры в вопросе укрепления производственной дисциплины. Он также отметил, что в регионах надо принять меры для недопущения большой текучести кадров, причем сделать это за счет стимулов.
Механик ремонтно-механического цеха Светлогорского ЦКК Валерий Степаненко.
Председатель КГК Леонид Анфимов в свою очередь посетил домостроительный комбинат и «СветлогорскХимволокно». Последнее предприятие работает, по его словам, стабильно, производит экспортно ориентированную продукцию, в том числе уникальную.
— Сейчас рынки потихоньку оживают, Европа начала брать продукцию. Прошлый год закончили с положительной рентабельностью, — доложил глава КГК Президенту.
Что касается домостроительного комбината, то он находится под процедурой санации. Александр Лукашенко приехал туда лично и обсудил возможные меры по выводу предприятия на устойчивую работу. Одним из ближайших заказов для комбината станет строительство нового цеха на заводе по производству сульфатной беленой целлюлозы Светлогорского ЦКК.
Откровенный разговор
По традиции Глава государства пообщался с трудовым коллективом предприятия, которое посещает. Темы, как всегда, на злобу дня. Оттого и разговор растянулся почти на полтора часа.
Движение только вперед
Прежде всего Глава государства рассказал о цели своего приезда. Главное — убедиться в том, что поручение по строительству нового завода выполнено.
— Молодцы. За это вам большое спасибо! — поблагодарил Александр Лукашенко работников ЦКК.
Вместе с тем Президент призвал заводчан не самоуспокаиваться и двигаться дальше:
— Нам нужна глубина переработки целлюлозы. Надо из нее делать упаковочные материалы, мешки, уходить от полиэтилена. Мы должны не позже этого года построить здесь рядом цех, поставим машину и будем перерабатывать здесь целлюлозу. И таким образом из 400 тысяч тонн, которые вы произведете, 300 — 350 тысяч тонн мы переработаем здесь на месте и поставим своим предприятиям. На экспорт останется 50 тысяч тонн.
Еще одно направление развития — производство вискозной целлюлозы, которая сейчас закупается по импорту.
— Вы на этом предприятии это можете сделать, — уверен Глава государства. — Нужны осина, ольха, которых у нас сегодня девать некуда, пропадают. И поэтому нам надо ускориться. Мы их здесь переработаем. То есть все, что вы здесь производите сегодня, вы продаете за хорошие деньги. Это нормально. Вам надо возвращать кредит, который вы взяли, рассчитываться с бюджетом.
Экология — вопрос номер один
Одна из сотрудниц предприятия задала вопрос о шумихе в интернете по поводу экологических проблем предприятия. Александр Лукашенко ответил так:
— Когда мне доложили, что здесь дурно пахнет, разборки были жесткие. Экология - вопрос номер один. Мы не должны в XXI веке создавать производства, от которых сами отравимся и детей своих отравим. Отравы нам хватает на планете.
Президент обратил внимание, что завод по производству целлюлозы в Светлогорске оснащен современным высокотехнологичным оборудованием. Здесь все сделано по высоким стандартам, на которые только способна мировая промышленность. Президент с детства жил в чистой местности, поэтому вопросы экологии для него не пустой звук. Того же он ожидает и от работников предприятия:
— Если экология, если чистота — уровень людей совсем другой. А ходить грязными, замызганными, напился, забылся — это не наше, это не Беларусь. Запомните: воздух, питание и вода — важнейшие элементы для существования человека и его здоровья.
Представители коллектива Светлогорского ЦКК.
Экскурс в историю
Отвечая на вопрос об итогах недавних переговоров в Сочи с Владимиром Путиным, Александр Лукашенко отметил, что это были своеобразные по форме переговоры:
— Я, конечно, аккуратно выводил разговор на то, что вместе мы многое сделали, — отметил Александр Лукашенко. — Мы отстояли нашу страну (в годы Великой Отечественной войны. — Прим. ред.). Я ему напомнил, сколько погибло людей, сколько деревень было сожжено вместе с жителями…
Глава государства заметил, что в советские годы Беларусь и Россия были единственными бездотационными республиками в СССР. Живя в одной стране, мы сообща бурили нефтедобывающие, газодобывающие скважины.
— Сегодня, увы, это не наше, — посетовал Александр Лукашенко. — И то, что мы бурили и создавали в советские времена, в одну ночь оказалось чужим. И мы сегодня вынуждены покупать по мировой цене эту продукцию. А Россия у себя продает это в полцены или одну треть.
Президент также обратил внимание, что Россия стала правопреемницей Советского Союза. В частности, к ней перешло все ядерное оружие, вся зарубежная советская собственность. Но коль вы взяли на себя функции правопреемницы СССР, то не должны уходить от обещаний советского правительства, справедливо констатировал Александр Лукашенко. Это касается и помощи территориям, которые пострадали от взрыва на Чернобыльской АЭС. Например, почему бы не поставлять им газ по российским ценам?
— То есть это был экскурс в историю с выходом на проблемы, которые нас сегодня волнуют, — сказал Александр Лукашенко.
О принципах интеграции
Александр Лукашенко рассказал, что в руководстве России намекают на присоединение Беларуси в обмен на единые цены на энергоносители:
— Нам говорят: мы разные страны… Намек на то, что надо, чтобы была одна страна. А как можно иметь одну страну с Россией? Вы, наверное, слышите: «Давайте включим Беларусь в состав России». Вот вы не антироссийские люди, а нормальные белорусы, любящие, уважающие россиян. Но поставь перед вами вопрос, хотите ли вы такого объединения, чтобы Беларусь вошла в состав России? 120 процентов скажут нет. И самое удивительное, что и россияне мне пишут письма: «Ни в коем случае не входите в состав России». Но кому-то там хочется, чтобы была одна страна, — тогда будут единые цены.
Президент отметил, что его часто упрекают в срыве интеграции, несмотря на то, что он был ее инициатором и остается ее сторонником. Но интеграция должна проходить на равноправных началах.
— В экономике интеграция — это когда мы покупаем ресурсы в России (запасные части для МТЗ, комплектующие для БЕЛАЗа), делаем здесь тракторы, автомобили и продаем на общем рынке. И равные условия ценовые по сырью. Вот что такое интеграция. Что такое интеграция на уровне людей? Свободное перемещение, нет никаких границ. Они работают у нас, мы — у них. Пенсии, начисления — все как в одной стране. Мы это сделали. Средние слои в России к нам с душой. Они приезжают сюда, отдыхают. Им здесь лучше, чем дома. Это величайшее достояние, достижение нашего союзного строительства. Зачем гнать лошадей, зачем гнобить, зачем нас куда-то включать?
Александр Лукашенко прокомментировал конспирологические теории о том, что Владимир Путин хочет продлить срок своих полномочий за счет присоединения Беларуси к России:
— Нет у Путина такой цели. А если и была, то мы два года назад условились: никакого вхождения Беларуси в Россию быть не может. Но я пошутил (в каждой шутке есть доля шутки): единое государство возможно, если Россия вступит в состав Беларуси. Если белорусский Президент станет Президентом этого объединенного государства. Необязательно Лукашенко. Почему нет? Почему мы можем туда вступить, а они нет? И если бы россиянам мы эту альтернативу предложили, они бы могли и не отказаться…
Помните, что ваш Президент никогда не станет последним. После меня вы уже думайте, что будете делать. Но даже если я буду жить и не буду Президентом, я буду бороться за то, чтобы наша Беларусь на этом клочке земли оставалась суверенной и независимой. Нами никогда не будут понукать, мы будем проводить свою внешнюю и внутреннюю политику, но не во вред нашим соседям и не во вред родным россиянам. Мы будем и дальше работать по интеграции. Но по настоящей интеграции, а не так, как «плявузгаюць» в средствах массовой информации в России. Они понимают интеграцию как поглощение Беларуси Россией. Это не интеграция! Это инкорпорация! На это я никогда не пойду!
Это заявление Александра Лукашенко сотрудники предприятия встретили громкими и дружными аплодисментами.
Стремление к компромиссу
Глава государства рассказал о подходах к урегулированию ситуации вокруг БелАЭС:
— Вы знаете, что россияне должны были в 2018 году ввести первый блок, в 2019-м — второй. Но сорвали сроки, а там огромные штрафные санкции.
Владимир Путин предложил найти компромисс, поскольку штрафы пришлось бы выплачивать из российского госбюджета.
— Я говорю: хорошее предложение, у меня будет встречное, — продолжил Глава государства. — Вы сорвали сроки, значит, давайте договоримся, что процент по кредиту сократим до того уровня, как вы строите в Венгрии, во Вьетнаме (где-то около 3 процентов). Мы не будем вводить санкции, и как раз то на то и придется. И кредит, коль вы сроки сорвали, мы начнем выплачивать не через два года, а через пять. Логично? Логично. Неуютно, неудобно, но решили, что в этом плане мы будем договариваться: другого не дано. Или мы вводим санкции за просрочку (а там большие деньги), или они подвигаются по кредиту. Это вполне нормально. И отторжения у Президента Путина на сей счет не было.
Лишнего не надо
Говоря о поставках природного газа, Президент напомнил:
— Когда мы им продали трубу «Белтрансгаза» за 5 миллиардов долларов, они обещали нас вывести на равные цены с Россией. В Смоленской области сегодня 80 долларов природный газ. Вот и все союзное строительство. Сейчас все упрекают меня в этих телеграм-каналах, что Лукашенко такой-сякой, торгуется, хочет для себя все вытащить. Я ничего лишнего не хочу. Мы в союзе. И не только в Союзе Беларуси и России, но и в Евразийском экономическом союзе. Мы договорились, что у нас будет торговля товарами и услугами без таможенных пошлин. А какой же союз, если нет равных условий для людей, предприятий. У вас газ, допустим, 200 долларов, а у таких предприятий в России 100 долларов или 80. Как с ними конкурировать? Значит, нам приходится меньше жечь электричества, в холодине работать, зарплату людям меньшую платить и так далее. Вот вам и равные условия. Вот за что я борюсь и чего хочу. Ни в коем случае не дешевле. Пускай газ будет по 200 долларов, а не 127. Но как у россиян, так и у нас, если мы хотим, чтобы это были действительно равные условия.
То же самое касается и нефти. Наша страна продолжит ее поставки из альтернативных источников. И Александр Лукашенко доходчиво объяснил мотивы такого решения:
— Я Путину прямо сказал: нефть вы должны продавать нам дешевле. Потому что вы родные, потому что мы бурили скважины, потому что мы рядом и качать нефть в Беларусь и Германию — разница. Плюс у нас беспошлинная торговля.
Однако вследствие налогового маневра в России нефть для Беларуси становится все дороже и уже приближается к мировой цене. При этом российские компании еще требуют заплатить премии. Поэтому Беларусь продолжит закупать нефть в других странах, даже если она будет дороже российской:
— Мне Путин задает вопрос: «Зачем вы дороже будете покупать?» Я говорю: «Чтобы каждый год 31 декабря в двенадцать часов ночи не стоять на коленях». Так быть не должно, и так не будет! Мы не просим дешевую нефть. Мы купим по мировой цене и переработаем.
По словам Президента, Беларусь прорабатывает вопрос поставок нефти с польскими партнерами из Гданьска. Кроме того, для поставок задействуют балтийские порты.
— Я прибалтам предлагаю: мы можем купить нефть на Балтике, закачать через Литву или Латвию (как договоримся), переработаем и обеспечим весь Прибалтийский регион, — пояснил Александр Лукашенко.
По такому же принципу сможет работать и НПЗ в Мозыре. Нефть к нему поступит через Черное море, а предприятие затем обеспечит своей продукцией всю Украину и излишки продаст в Европу.
Температура в плюс
Еще одна тема общения — глобальное потепление. В самом южном регионе страны это заметно особенно. Одна из работниц предприятия спросила: как, по мнению Президента, это скажется на земледелии и можно ли извлечь выгоду? Ответ был таким:
— Где-то выиграем, где-то поначалу можем и проиграть, если быстро не развернемся. Сегодня уже абсолютно понятно, что климат резко изменился. Трудно было представить раньше, что можно будет выращивать арбузы под Минском. Надо подбирать те культуры, которые с учетом изменившегося климата могут возделываться. Не надо медлить.
Среди основных проблем сельского хозяйства Гомельщины Президент назвал слабую организацию.
— На селе сегодня не надо много людей. Лишние люди на селе — это больше проблема, чем недостаток. Потому что их надо чем-то занять, производства какие-то открывать. Нет у нас недостатка людей. Пришла энергонасыщенная техника. Один трактор заменяет десять тракторов того периода, когда я работал в сельском хозяйстве. Только нужно беречь этот трактор - у нас не научились это делать.
Без подарка не отпустили
После общения работники предприятия вручили Главе государства подарок — панно, вырезанное из белорусской беленой целлюлозы. На картине изображена малая родина Президента.
deu@sb.by
konon@sb.by
prolesk@sb.by
Фото БЕЛТА и Ивана ЯРИВАНОВИЧА.