Отправная точка дискуссии – завершение 24-ого Минского международного кинофестиваля "Лістапад". К сожалению, в основной программе игровых фильмов уже который год нет белорусских. Грустный повод вновь поговорить о том, каким быть отечественному кинематографу, чтобы интересовать зрителя.
Но начинает Геннадий Давыдько с вопроса о политике: находится ли кинофестиваль вне ее?
– Фестиваль не может быть вне политики, - отвечает Юрий Бондарь. – Его основная задача – эстетическое воспитание, раскрытие основ духовности через творчество. С такими целями формируется программа. Что касается пропаганды, то сегодня мало того кино, которое снималось в начале 20-ых годов – пронизанного идеологией, агитацией.
Сам Давыдько убежден: "вне политики не бывает ничего: ни сельского хозяйства, ни спорта, ни искусства".
– Все это перемешивается. И, к сожалению, талантливый творец бывает на службе и у политики, и у пропаганды, сам того не подозревая.
Вот и нынешний "Лістапад", по мнению ведущего, был вовлечен в политическое действо, когда члены жюри документального кино провели своего рода акцию, сфотографировавшись с плакатами в поддержку украинского кинорежиссера Олега Сенцова (был приговорен к 20 годам колонии по обвинению в организации терактов в Крыму – прим.ред.).
– Талантливый парень, который находится в застенках в Якутске, – ввел в курс дела глава телерадиокомпании. – Конечно, не должен талантливый человек сидеть в тюрьме. Но я не суд и даже до конца не знаю, что ему инкриминируют. Однако все жюри документального кино участвовало в этой акции.
– Люди имеют право выражать свое мнение, – прокомментировал Бондарь. – Но согласен: мы не судьи, не можем давать правовую оценку и влиять на решение тех органов, от которых зависит судьба этого человека.
– Можно сказать, что они эмоционально против, – подытожил Давыдько. – Как и я против того, чтобы талантливые люди были на службе у идеи нетворческой. Хотя каждый творец служит совершенствованию мира, но тут должен срабатывать и ум, и знание истории - чем все заканчивается.
3 лучших фильма "Лістапада" по мнению министра культуры: "Аритмия", "Кентавр", "Узы".
Новый виток беседе дало упоминание указа о стимулировании развития кинематографии, обнародованного Министерством культуры. Краеугольный камень, как всегда, – финансирование.
– Кто будет получать деньги – люди, назначенные государством, или те, кто действительно хочет этим заниматься, но не имеет средств для реализации своего творческого замысла? – Так сформулировал вопрос Игорь Соколов, адресовав его министру культуры. – И, если люди не покупают билеты на фильм, то имеет ли он право на существование?Эмоциональной "добавкой" к вопросу стала критическая оценка указа продюсером центра современной культуры "Бегущая черепаха" Леонидом Калитеней: "Чем больше государство будет поддерживать "Беларусьфильм", тем хуже для "Беларусьфильма".
фото: euroradio.fm
Юрий Бондарь с таким мнением категорически не согласен:
– Цель указа, который сейчас проходит общественное обсуждение, – вовсе не в поддержке "Беларусьфильма". Указ направлен на поддержку кинопроизводства в стране. Он определяет основные правила игры на этом поле. Если сегодня, проводя конкурсы, мы руководствуемся правилами, схожими с закупкой оборудования для студии, – низкой ценой, то после принятия указа мы будем определять творческую ценность продукта, предложенного для реализации. Кроме того, мы конкретизируем ответственность производителя, потому как сегодня мы должны думать и об окупаемости. Невозможно получить деньги из бюджета, не неся никаких обязанностей. Поэтому в проект указа включены нормы, касающиеся возврата средств, и права Министерства культуры отозвать лицензию, если не обеспечивается прокат фильма.
Мнения ведущих разделились. Игорь Соколов считает, что помогать материально нужно проектам, идущим «от души», а не «назначенным», и ставит под сомнение необходимость финансирования фильмов, за которые сам зритель не голосует рублем. Геннадий Давыдько уверен, что в Беларуси, где кинорынок крайне мал, кино в принципе не может окупиться, и государство просто обязано поддерживать кинематограф. Павел Якубович считает, что если начать делить фильмы на те, что «от души» и те, что «от мастерства и голого ремесленничества», то "все только больше запутается".
А как думаете вы? Делитесь своими мыслями в комментариях.
Фото: "Беларусь 1"