Космический паспорт
— Татьяна Аркадьевна, современное поколение детей растет по четким природным ритмам раскрытия своего потенциала. Однако для взрослых эти мальчишки и девчонки остаются большой загадкой. Сколько претензий мы слышим в их адрес со стороны родителей, учителей! И то они делают не так, и это им неинтересно, и вообще мы в их годы…— Ребенок приходит в этот мир со своими установками, он — личность, он — индивидуальность. Макросоциум (окружающий мир) и микросоциум (семья, школа, друзья) формируют его поведенческие установки. Я беседовала с мальчиком, у которого в течение года были панические атаки. На прием к психологу он пришел вместе с мамой. И честно рассказал, что мать постоянно орет, ругается, даже бьет его: «Я понимаю, ведь ее так же воспитывала бабушка, поэтому она решила перенести свой детский опыт на меня. Но я так не могу!» Спрашиваю маму, так ли это. Она отвечает: «Да, срываюсь, потому что он меня не слушается, потому что дома беспорядок, а ему ни до чего нет дела».
Очень типичный конфликт отцов и детей. Но нужно понимать, что у каждого ребенка — своя стрессоустойчивость. Многие дети, как и этот мальчик, просто не выдерживают подобного отношения со стороны родителей. Проблема в том, что большинство мам и пап понятия не имеют о психоментальном потенциале своего ребенка, о его так называемом космическом паспорте. Хотя уже первое семилетие детей отчетливо показывает стереотипы их мышления, реагирования на ситуации. Но пока не случится медицинского расстройства психики, родители не обращают внимания на тревожные звоночки.
— А кто их этому обучал? Ведь у нас нет курсов повышения квалификации отцов и матерей. Большинство ориентируется на семейный опыт поколений. Ребенок накормлен, одет-обут, ходит в школу, получает нормальные отметки, посещает кружки, у него есть смартфон и компьютер — уже хорошо. Что там глубже — нет ни времени, ни сил разбираться.
— К сожалению, во многих семьях все так и происходит. Но есть такое понятие — «осознанное родительство». Мужчины и женщины, рожденные с 1982 года (поколение Икс), как раз подпадают сегодня под определение таких матерей и отцов. Нужно понимать, что психика окончательно вызревает только к 28 годам и только примерно к 33 годам человек становится более-менее зрелым. Хотя тут тоже есть нюансы: я считаю, что условные девочки становятся взрослыми в 35 лет, а условные мальчики — в 42 года. Тем не менее родители Икс-Миллениум (родились с 1982 по 1987 год) очень скрупулезно подходят к своим отцовским и материнским обязанностям. Они не остаются равнодушными к плохим программам развития своего ребенка, очень ценят детство, воспринимают его как важнейший период жизни, поэтому ответственно конструируют его для сына или дочери. В том числе компенсируют занятость своих родителей, которые в детстве поколения Икс были постоянно на работе.
Дети-идеалисты
— Почему мы часто слышим от психологов, что нынешнее поколение детей гораздо менее стрессоустойчивое?— С 2000 года стало рождаться поколение детей-идеалистов, которые стремятся помочь миру и Вселенной. Они — своеобразные Творцы, у них высокое духовное начало и очень тонкая, чувствительная душевная организация. Им действительно намного тяжелее справляться с грубыми правилами мира, чем нам с вами. В головах этих ребят есть представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как должно быть и как — ни в коем случае. Но им поневоле приходится мириться со многими ограничениями, рамками, установками. У каждого подростка есть своя копинг-стратегия, как справляться со стрессом.
А что такое стресс? Это реакция на непринятие нового. И эта реакция может быть конструктивной (поиск приемлемой модели поведения, откровенные беседы с родителями и т.д.) или деструктивной (депрессия, суицидальное поведение). Бывают так называемые серединчатые реакции — скандалы и истерики в семье, грубые высказывания, угрозы. Безусловно, все это не лучшим образом сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.
Тревожный звонок
— Что становится триггером для решения ребенка свести счеты с жизнью, вступить в «группу смерти» в соцсетях?— В основе суицидального поведения подростка всегда лежит конфликт — с родителями, одноклассниками или учителями, друзьями или первой любовью.
Каждое семилетие у человека происходит обновление клеточного состава физического тела, соответственно на психоментальном уровне вносятся и духовные коррективы. Если ребенок с момента своего рождения и до 7 лет стремился развиваться, если родители вкладывались в это развитие, все хорошо, значит, процесс идет правильно. Если нет, все несовершенства
переходят в следующее семилетие, самое кризисное: начинается подростковый период — гормональная перестройка организма. С 7 до 14 лет у ребенка еще не сформирован стереотип действий, установок, идет раскрытие потенциалов мозга. И только с 14 до 21 года развивается думающий ум, интеллект. Ребенок (с точки зрения психологии, детство заканчивается в 21 год) постепенно учится соизмерять, предвидеть, понимать, к каким результатам могут привести его поступки, у него устанавливаются логические связи между двумя полушариями мозга. Но пока они еще неокрепшие, неустойчивые, да еще если у ребенка нет какого-то позитивного подкрепления (умения видеть в происходящих событиях не хорошее и плохое, а хорошее и полезное), могут происходить трагедии. Подросток вроде бы все знает, все понимает, но, если складывается какая-то ситуация, он легко подпадает под социальное влияние. И сам не может себе объяснить, почему на импульсе сделал то или это. Например, вступил в «группу смерти».
— О чем вы беседуете с подростками, которые задумываются о суициде или уже предпринимали такие попытки?
— Каждый случай индивидуален, к каждому такому ребенку нужен свой подход. Но общее в наших беседах то, что я пытаюсь донести мысль: смерть расшифровывается как «с мерой накопленного опыта». То есть по задумке Вселенной смерть — своевременный уход человека, который определен законами космической эволюции. Часто дети спрашивают: «Но ведь у человека должна быть свобода выбора?» Я отвечаю — конечно. Но, как и любая свобода в нашем мире, она имеет свои ограничения. То, что ты не успел выполнить здесь в своем воплощении, переходит в другую мерность, другую реальность. Умирает только твое физическое тело, а духовное продолжает жить. Живут все те задачи, которые ты не решил. И они никуда от тебя не денутся. А значит, в своем следующем воплощении тебе придется снова сконцентрироваться на них.
Недавно консультировала 15-летнюю девочку, которая предприняла попытку суицида. Объясняю ей: что ты успела сделать в этом мире? Ведь по твоему космическому паспорту ты пришла сюда, чтобы творить радость и добро, благие дела, без тебя мир не станет лучше! Более того, все повторится в новом воплощении — детский сад, школа, проблемы с родителями. Своим поступком ты выразила протест против системы, в которой находишься, которая не дает тебе раскрыться как личности, ты заключена в рамки, обязанности, которые тебе неинтересны. Давай просто начнем нашу встречу, поразмышляем, что за мысли такие, негативные, вредные? Что разрушает тебя изнутри, мешает проявить свой свет, радость, найти себя? И будем над этим работать. Вместе с твоими родителями.
— А что им на самом деле мешает найти себя и радоваться жизни?
— «Не интересно!» — это, наверное, самая популярная фраза среди подростков. Они, повторюсь, пришли в этот мир, чтобы сделать что-то особенное, чтобы созидать, а здесь — все по шаблону. Все так обыденно. Они бунтуют в этой серости. Каждый по-своему. Кто-то уходит в глухую депрессию, кто-то примыкает к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, кто-то ищет единомышленников в «группах смерти». Многие взрослые называют таких детей отверженными, но, с моей точки зрения, более подходящее определение — непонятые.
Бунтующий подросток — это звонок родителям. Что-то нужно менять в отношениях, контактах с ребенком.
— Что должны сделать родители, чей ребенок предпринял попытку суицида? Как говорить с ним об этом, чтобы ненароком не спровоцировать рецидив?
— Давайте начнем с того, чего категорически нельзя делать: ругать ребенка, стыдить его, упрекать и грозить. Нельзя также поддаваться эмоциям. Спокойствие, ласка, доброта — вот то, что ему сейчас необходимо.
Разделите ситуацию на прошлое, настоящее и будущее. Попытка суицида — это прошлое, в нем вы уже ничего не сможете изменить. Поэтому нужно сказать ребенку: «Давай вместе с тобой сделаем все в нашем настоящем, чтобы у нас было счастливое будущее». И начните работать. Над собой — в первую очередь. Над отношениями с супругом или супругой. Автоматически начнется работа и над отношениями с детьми. Никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту и верьте в то, что все будет хорошо.
В ТЕМУ
В нашем обществе существует высокий уровень стигмы, связанной с психическими расстройствами детей и подростков, особенно среди родителей, что препятствует обращению за психологической и психотерапевтической помощью. В исследовании проблем психического здоровья и суицидального поведения подростков и молодежи в Беларуси, подготовленном Министерством здравоохранения и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), приведен показательный факт: опрошенные родители беспокоятся, что их дети будут выделены, что их медицинская информация окажется раскрыта школам и что они будут на контроле в течение всей жизни. Кроме того, существуют проблемы, касающиеся обеспечения конфиденциальности пациентов и надежного хранения медицинской документации. Между тем среди подростков уровень стигмы в отношении сверстников, страдающих психическими расстройствами, был значительно ниже, чем в отношении сверстников, употребляющих наркотики, находящихся в конфликте с законом, имеющих ВИЧ-положительный статус и нетрадиционную сексуальную ориентацию.
ФАКТЫ
Суицид — умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.
Суицидальное поведение — всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90 % случаев — крик о помощи и лишь у 10 % таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Суицидальное поведение детей и подростков крайне редко проходит незаметно для окружающих. Важно обратить внимание на совокупность сразу нескольких факторов:
♦ ребенок длительное время демонстрирует уныние, раздражительность, безразличное или враждебное отношение к окружающим;
♦ у вашего сына или дочери ощущение отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога;
♦ подросток постоянно в ожидании непоправимой беды, ему снятся сны с сюжетами катастроф, аварий;
♦ у него началось резкое снижение успеваемости в школе;
♦ ребенок внезапно стал неряшливым, неопрятным;
♦ он вдруг начал приводить в порядок все свои дела, тщательно убирать в комнате (особенно если раньше вы не наблюдали за ним такого стремления к чистоте);
♦ подросток раздает свои любимые вещи членам семьи, друзьям, одноклассникам;
♦ у него появилось нигилистическое отношение к окружающим и действительности, он крайне пессимистично оценивает свое прошлое, вспоминает только неприятные события;
♦ он рассуждает об утрате смысла жизни, высказывает прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой;
♦ ребенок занят поиском таких же суицидально настроенных товарищей по несчастью в интернете;
♦ подросток вступает в деструктивные секты.
lvk@sb.by
Фото pexels.com