![](https://storage01.sb.by/iblock/5fd/5fd96bf30fc62ad9f067a05c4a55b085/a07118397e62463bb87c4f52f1459dbc.jpg)
Знаменитые предки
Будущий кинорежиссер родился в Москве 29 марта 1900 года в семье известного издателя Владимира Саблина. Его дедом был видный театральный деятель Федор Адамович Корш, создатель первого частного театра в России — Русского драматического (сейчас в этом здании располагается Театр наций). Окончив Московское реальное училище, какое-то время Владимир работал в театре своего деда, пересмотрел весь репертуар. По легенде, Федор Корш был так впечатлен талантом внука, что разрешил ему использовать на сцене и свою знаменитую фамилию. Молодой актер был натурой ищущей: работал в театрах Симферополя, Мелитополя.![](https://storage01.sb.by/iblock/394/394f76ded62adbb22cecad7e6fb86016/413e2c0d92f689a3c65917571c71a317.jpg)
Доброволец
Во время гражданской войны Владимир пошел добровольцем в Красную армию. Служил, помимо прочего, помощником в кавалерии, адъютантом командира полка. После войны молодой актер работал в Казанском драматическом театре. В 1923 году он был приглашен на Ялтинскую кинофабрику в качестве военного консультанта на съемки фильма, посвященного событиям гражданской войны. Тогда кино не вызвало у него большого интереса, но оно само, как некая невидимая сила, твердо решило взять Владимира в оборот.![](https://storage01.sb.by/iblock/c48/c4814996f2c13f391e363aa25d8c4fc5/011f2a22e7ec79a3d516dbc7f2a252e0.jpg)
В тандеме с Пырьевым
![](https://storage01.sb.by/iblock/ddd/ddd7229041684c47859ebed106285b42/75e56d4fe8f2ae47aa53fdfe33ad01e5.jpg)
Видимо, в талант молодого человека поверили и потому дали проявить себя. После этих киноопытов Корш-Саблин снял свой собственный первый художественный фильм «В огне рожденная», затем последовал «Первый взвод». Исполнитель одной из ролей в этом фильме актер Борис Бабочкин, будущий Чапаев в кино, писал: «Я снялся до этого в трех картинах и решил: больше никогда в кино сниматься не буду — так мне это не понравилось. Но встреча с Владимиром Саблиным переменила мое отношение к кинематографу. Этот милый, талантливый, работоспособный, деликатный человек Володя Корш сделал с нами то, что мы на всю жизнь... я, например, полюбил кинематограф и стал в нем работать».
Дружба с Дунаевским, открытие Смирновой
В этом же фильме впервые прозвучали и аранжировки белорусских народных и солдатских песен Исаака Дунаевского, дружбу с которым Корш-Саблин сохранил на всю жизнь. Композитор написал музыку почти ко всем его картинам — следующей стали «Искатели счастья». В комедии «Моя любовь», тоже с музыкой Исаака Дунаевского, режиссер открыл для большого кино выдающуюся актрису Лидию Смирнову, которая к моменту встречи с ним, как и Борис Бабочкин, несколько разочаровалась в кинематографе. Роль Шурочки стала для нее звездным билетом в профессию.Огненные годы
![](https://storage01.sb.by/iblock/64a/64a601f2e2844487eefe477cae4943eb/57d6cd40898042416547ea417999f33b.jpg)
Вкус к литературе
Корш-Саблин снял проникновенный фильм о возрождении деревни «Новый дом». Киноповесть «Посеяли девушки лен» обращалась к сценам современной колхозной жизни. Владимир Владимирович всячески пропагандировал в своем творчестве белорусскую литературу, дружил со многими писателями, экранизировал пьесы Кондрата Крапивы «Поют жаворонки» (совместно с Константином Санниковым) и «Кто смеется последним». По трилогии Якуба Коласа «На росстанях» снял фильм «Первые испытания».Масштаб во всем
Владимир Корш-Саблин вместе с Павлом Армандом принимал участие в создании масштабного полотна режиссера Алексея Спешнева «Москва — Генуя», посвященного первым шагам советской дипломатии на международной арене. Картина получила премию на Всесоюзном кинофестивале и Государственную премию БССР в области кинематографии.Время действия его картины «Запомним этот день» снова переносило зрителей в 1917 год, как и последняя работа мастера — историческая драма «Крушение империи» (в этой работе режиссером-сопостановщиком стал Николай Калинин).
![](https://storage01.sb.by/iblock/f92/f92155b7e7f28cc709c8a5c56f162fec/3e09090efd94116d80838ee59dfb8543.jpg)
Художественным руководителем «Беларусьфильма» Корш-Саблин был два периода: 1945—1960 годы и 1969—1974 годы, Союз кинематографистов Беларуси возглавлял с 1957 по 1974 год. В личной жизни режиссера всегда рядом находилась любимая женщина — Надежда Бриллиантщикова, которая раньше была женой писателя Михаила Зощенко.
Владимир Корш-Саблин ушел из жизни 6 июля 1974 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске. В его честь названа одна из улиц нашей столицы, на доме, где он жил, и фасаде киностудии «Беларусьфильм» установлены мемориальные доски. Высокий гуманистический посыл работ Корш-Саблина, умение работать с актерами, изобразительная культура кадра на долгие годы определили лицо белорусского кинематографа, который движется к своему 100-летнему юбилею.
![](https://storage01.sb.by/iblock/d9b/d9bcf19ec0eda48a83929e28e5c26012/5ce7bde47a306b4a798aa8fa569e0dc3.jpg)
НЕ ПРОПУСТИТЕ
![](https://storage01.sb.by/iblock/2a7/2a79dd993ea030f4434f935e345febb8/1db175650390ad60c8c410eef48c1d36.jpg)
На телеканале «Беларусь 3» к 100-летию белорусского кино продолжается тематическая ретроспектива документальных фильмов из золотого фонда Белтелерадиокомпании. А 29 марта ко дню рождения Владимира Корш-Саблина приурочен показ картин «Кто смеется последним» и «Константин Заслонов».
Каждый режиссер — сын своего времени. И Корш-Саблин всей душой отзывался на все его вызовы, проблемы… Нет ничего странного, что для него, свидетеля многих исторических событий, участника нескольких войн, особенно близкой была историко-революционная и военная тематика. Она нашла отражение в его художественных фильмах «Огненные годы», «Константин Заслонов», «Красные листья».pepel@sb.by