О «Белом тигре»
— Это фильм 2012 года, но именно в наше время он стал особенно актуален. Те мысли, которые нас волновали, когда мы его делали, реализовались в полной мере только сейчас. Для меня это очень важная лента. Я снимал ее в память о своем отце, который, кстати, участвовал в освобождении Минска. Он был тогда лейтенантом и в 1944-м уже год как находился на фронте. Также отец участвовал в освобождении Севастополя, Донецка и Кенигсберга, в котором и закончил войну.Отец много чего на войне повидал, но когда вспоминал о Минске, лицо его всегда становилось печальным. Говорил, что ничего страшнее в своей жизни, чем тот разрушенный Минск, в который они вошли, не видел. Город был полностью разрушен, и даже на бывалых фронтовиков это производило впечатление. Я всегда вспоминаю его слова, когда приезжаю в Минск, и радуюсь, каким замечательным, нарядным, красивым стал ваш город! Город замечательный во всех смыслах. И порядка здесь гораздо больше, чем в Москве, при всем моем уважении к любимой столице России.
Семья — зеркало истории
— У меня смешанная семья. Моя мама из села Салганы Нижегородской области, расположенного недалеко от Арзамаса, она из крестьянской семьи. Дед был участником гражданской войны, балтийским матросом. После они переехали в Москву, дед работал на стройке. Отец, наоборот, по происхождению — карабахский армянин, из очень старинного карабахского княжеского рода. Сейчас у нас очень много князей, у которых нет никаких подтверждений этому. И документов нет, а у меня есть. (Смеется.) Это был богатый род. Прадед работал управляющим у Нобеля, владевшего нефтяными приисками в Баку, был таким, как говорится, капиталистом. Но потом как-то так произошло, что они приняли революцию, никто не пострадал.Отец окончил Тифлисское артиллерийской училище, в 1942-м был призван в армию и отправился на фронт. В 1944-м вступил в коммунистическую партию. В армии, по-моему, оставался до 1947 года — после войны служил в Беларуси, в Бобруйске. После окончил юридический факультет Бакинского государственного университета. Приехал в Москву, поступил в аспирантуру. Повстречал свою суженую, они поженились — и на свет появился я.
Папа сделал бурную карьеру. В последние годы он был помощником Михаила Горбачева. Скончался в 2001 году. У него есть книга «С вождями и без них». Если найдете — почитайте, довольно интересная.
Граппа с Мастроянни
— У меня очень разные фильмы. И мне интересно снимать именно разные картины. Не могу сказать, что у меня есть идея, которая проходит через все работы. В жизни так много идей, что посвящать себя какой-то одной для тех, кто занимается творчеством, не очень правильно. Например, «Палата № 6» — дословная экранизация рассказа Чехова. Для меня эта история началась еще в 1989 году с итальянцами, и сниматься должен был Марчелло Мастроянни. Тогда советское кино стало очень модным, шла перестройка, все начали к нам приезжать, что-то снимать.В ресторане Дома кино я познакомился с итальянским продюсером Сильвией д’Амико Бендико, которая до этого сделала картину «Очи черные» с Никитой Михалковым. Она посмотрела мои картины «Курьер», «Город Зеро» и предложила сделать фильм вместе. Единственное условие: в главной роли — Марчелло Мастроянни. У нее был подписан контракт с ним на три работы. Я предложил ей «Палату № 6», решив, что иностранцы любят Чехова. Сильвия позвонила буквально на следующий день и проявила настойчивость. Мы с моим соавтором Александром Бородянским перечитали рассказ, решили перенести его в современность, придумали ход: это все будет телевизионный репортаж из психиатрической лечебницы. Итальянцам сперва все понравилось, а когда мы приехали в Рим, они стали склонять нас к более классическому варианту.
В Риме мы провели полтора месяца в этих спорах и в итоге ни на чем не сошлись с продюсерами, ничего не захотели менять. Самое лучшее, что тогда происходило, — Мастроянни приходил к нам в отель «Локарно», и мы вечерами пили с ним граппу, обсуждали фильм. Это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Благодарен судьбе, что с ним познакомился. Мастроянни ходил с маленьким портфельчиком, в котором лежали зубная щетка и тюбик с зубной пастой. После наших посиделок он мог вечером улететь в Париж, где жила тогда его маленькая дочка Кьяра от актрисы Катрин Денев. Мастроянни — одинокий волк и необыкновенного обаяния человек. А через 20 лет я вдруг встретил Владимира Ильина и понял, что он может сыграть роль Марчелло — доктора Рагина, и вернулся к этому проекту. Для меня это важная картина, связанная с памятью о Мастроянни.
«Лiстапад»: траектория роста
— Сравниваю нынешний «Лiстапад» и тот, на который я когда-то приезжал, общался в Минске с Ростиславом и Олегом Янковскими. Тогда это был довольно милый, но такой домашний праздник, а сейчас это большущий международный фестиваль с огромным количеством картин и гостей. По масштабу он вполне сопоставим с Московским международным кинофестивалем. «Лiстапад» дарит возможность белорусской публике смотреть современное кино разных направлений. Фестиваль растет. Спасибо организаторам за то, что пригласили и сочли возможным показать какие-то мои картины.— Считаю правильным, и, наверное, такое возможно, чтобы в будущем белорусские кинематографисты на общих основаниях, как и российские, могли получать финансирование в российском Фонде кино, Министерстве культуры, ведь у нас Союзное государство. Это было бы хорошим подспорьем для развития белорусского кинематографа.
Возил Высоцкому сигареты
— Когда я выбирал свой путь в кино, родители этому не препятствовали, хотя никакого отношения к этой сфере не имели. Но они были людьми очень интересующимися, эрудированными, любили театр и кино. В доме бывало немало гостей из этой среды, в частности Юрий Любимов. Приходил к нам и Владимир Высоцкий. Когда он играл на гитаре и пел, я записывал его на магнитофон «Комета». Надо, кстати, найти эти записи, никак не могу до них добраться — Никита Высоцкий просит. И в большой степени мой выбор профессии был обусловлен тем, что я с детства слушал все эти рассказы взрослых, сидя где-то в уголке. Помню, возил Высоцкому в больницу американские сигареты, которые папа ему доставал. Он любил «Кент» и «Мальборо». Хороший был человек Владимир Семенович, необыкновенный и безотказный. Не так часто творческая составляющая совпадает с человеческой. Его все время о чем-то просили — то телефон поставить, то лекарство достать. И он выполнял все просьбы, никому не мог отказать. Может, поэтому так рано ушел. После мы встречались с Высоцким в коридорах «Мосфильма», где я сначала работал ассистентом режиссера. Он говорил: «Карен, ты должен обязательно меня снять в кино…» Я соглашался: «Да, Владимир Семенович…» Но так и не довелось мне его снять. В первой картине «Добряки» вроде бы не было подходящей роли для него, а потом он, к сожалению, так рано ушел.pepel@sb.by