Кинофестиваль «Лiстапад-2024» подарил зрителям немало ярких встреч с известными кинематографистами

Кино как метафора жизни

В пятницу, 8 ноября, во Дворце Республики состоялась торжественная церемония закрытия XXX Минского международного кинофестиваля «Лiстапад-2024», который подарил зрителям немало ярких впечатлений от просмотров фильмов и творческих встреч. Одним из гостей юбилейного форума стал известный кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», народный артист Российской Федерации Карен Шахназаров. Во внеконкурсной программе показали его известные картины «Мы из джаза», «День полнолуния», «Белый тигр». На творческой встрече, прошедшей в обновленном кинотеатре «Победа», мастер рассказал о том, какие проблемы кинематографии волнуют его сегодня.

О «Белом тигре»

— Это фильм 2012 года, но именно в наше время он стал особенно актуален. Те мысли, которые нас волновали, когда мы его делали, реализовались в полной мере только сейчас. Для меня это очень важная лента. Я снимал ее в память о своем отце, который, кстати, участвовал в освобождении Минска. Он был тогда лейтенантом и в 1944-м уже год как находился на фронте. Также отец участвовал в освобождении Севастополя, Донецка и Кенигсберга, в котором и закончил войну.

Отец много чего на войне повидал, но когда вспоминал о Минске, лицо его всегда становилось печальным. Говорил, что ничего страшнее в своей жизни, чем тот разрушенный Минск, в который они вошли, не видел. Город был полностью разрушен, и даже на бывалых фронтовиков это производило впечатление. Я всегда вспоминаю его слова, когда приезжаю в Минск, и радуюсь, каким замечательным, нарядным, красивым стал ваш город! Город замечательный во всех смыслах. И порядка здесь гораздо больше, чем в Москве, при всем моем уважении к любимой столице России.

Семья — зеркало истории

— У меня смешанная семья. Моя мама из села Салганы Нижегородской области, расположенного недалеко от Арзамаса, она из крестьянской семьи. Дед был участником гражданской войны, балтийским матросом. После они переехали в Москву, дед работал на стройке. Отец, наоборот, по происхождению — карабахский армянин, из очень старинного карабахского княжеского рода. Сейчас у нас очень много князей, у которых нет никаких подтверждений этому. И документов нет, а у меня есть. (Смеется.) Это был богатый род. Прадед работал управляющим у Нобеля, владевшего нефтяными приисками в Баку, был таким, как говорится, капиталистом. Но потом как-то так произошло, что они приняли революцию, никто не пострадал.

Отец окончил Тифлисское артиллерийской училище, в 1942-м был призван в армию и отправился на фронт. В 1944-м вступил в коммунистическую партию. В армии, по-моему, оставался до 1947 года — после войны служил в Беларуси, в Бобруйске. После окончил юридический факультет Бакинского государственного университета. Приехал в Москву, поступил в аспирантуру. Повстречал свою суженую, они поженились — и на свет появился я.

Папа сделал бурную карьеру. В последние годы он был помощником Михаила Горбачева. Скончался в 2001 году. У него есть книга «С вождями и без них». Если найдете — почитайте, довольно интересная.

Граппа с Мастроянни

— У меня очень разные фильмы. И мне интересно снимать именно разные картины. Не могу сказать, что у меня есть идея, которая проходит через все работы. В жизни так много идей, что посвящать себя какой-то одной для тех, кто занимается творчеством, не очень правильно. Например, «Палата № 6» — дословная экранизация рассказа Чехова. Для меня эта история началась еще в 1989 году с итальянцами, и сниматься должен был Марчелло Мастроянни. Тогда советское кино стало очень модным, шла перестройка, все начали к нам приезжать, что-то снимать.

В ресторане Дома кино я познакомился с итальянским продюсером Сильвией д’Амико Бендико, которая до этого сделала картину «Очи черные» с Никитой Михалковым. Она посмотрела мои картины «Курьер», «Город Зеро» и предложила сделать фильм вместе. Единственное условие: в главной роли — Марчелло Мастроянни. У нее был подписан контракт с ним на три работы. Я предложил ей «Палату № 6», решив, что иностранцы любят Чехова. Сильвия позвонила буквально на следующий день и проявила настойчивость. Мы с моим соавтором Александром Бородянским перечитали рассказ, решили перенести его в современность, придумали ход: это все будет телевизионный репортаж из психиатрической лечебницы. Итальянцам сперва все понравилось, а когда мы приехали в Рим, они стали склонять нас к более классическому варианту.

В Риме мы провели полтора месяца в этих спорах и в итоге ни на чем не сошлись с продюсерами, ничего не захотели менять. Самое лучшее, что тогда происходило, — Мастроянни приходил к нам в отель «Локарно», и мы вечерами пили с ним граппу, обсуждали фильм. Это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Благодарен судьбе, что с ним познакомился. Мастроянни ходил с маленьким портфельчиком, в котором лежали зубная щетка и тюбик с зубной пастой. После наших посиделок он мог вечером улететь в Париж, где жила тогда его маленькая дочка Кьяра от актрисы Катрин Денев. Мастроянни — одинокий волк и необыкновенного обаяния человек. А через 20 лет я вдруг встретил Владимира Ильина и понял, что он может сыграть роль Марчелло — доктора Рагина, и вернулся к этому проекту. Для меня это важная картина, связанная с памятью о Мастроянни.

«Лiстапад»: траектория роста

— Сравниваю нынешний «Лiстапад» и тот, на который я когда-то приезжал, общался в Минске с Ростиславом и Олегом Янковскими. Тогда это был довольно милый, но такой домашний праздник, а сейчас это большущий международный фестиваль с огромным количеством картин и гостей. По масштабу он вполне сопоставим с Московским международным кинофестивалем. «Лiстапад» дарит возможность белорусской публике смотреть современное кино разных направлений. Фестиваль растет. Спасибо организаторам за то, что пригласили и сочли возможным показать какие-то мои картины.
— Считаю правильным, и, наверное, такое возможно, чтобы в будущем белорусские кинематографисты на общих основаниях, как и российские, могли получать финансирование в российском Фонде кино, Министерстве культуры, ведь у нас Союзное государство. Это было бы хорошим подспорьем для развития белорусского кинематографа.

Возил Высоцкому сигареты

— Когда я выбирал свой путь в кино, родители этому не препятствовали, хотя никакого отношения к этой сфере не имели. Но они были людьми очень интересующимися, эрудированными, любили театр и кино. В доме бывало немало гостей из этой среды, в частности Юрий Любимов. Приходил к нам и Владимир Высоцкий. Когда он играл на гитаре и пел, я записывал его на магнитофон «Комета». Надо, кстати, найти эти записи, никак не могу до них добраться — Никита Высоцкий просит. И в большой степени мой выбор профессии был обусловлен тем, что я с детства слушал все эти рассказы взрослых, сидя где-то в уголке. Помню, возил Высоцкому в больницу американские сигареты, которые папа ему доставал. Он любил «Кент» и «Мальборо». Хороший был человек Владимир Семенович, необыкновенный и безотказный. Не так часто творческая составляющая совпадает с человеческой. Его все время о чем-то просили — то телефон поставить, то лекарство достать. И он выполнял все просьбы, никому не мог отказать. Может, поэтому так рано ушел. После мы встречались с Высоцким в коридорах «Мосфильма», где я сначала работал ассистентом режиссера. Он говорил: «Карен, ты должен обязательно меня снять в кино…» Я соглашался: «Да, Владимир Семенович…» Но так и не довелось мне его снять. В первой картине «Добряки» вроде бы не было подходящей роли для него, а потом он, к сожалению, так рано ушел.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter