Светлана Робатень признается, что еще до анонсирования централизованного экзамена у нее «был пунктик»:
– Всегда считала зоной своей ответственности качественную подготовку к ЦТ. Результат каждого ждала с волнением.
Однажды ребята решили взять любимую Светлану Васильевну «на слабо» и предложили пройти ЦТ. По-настоящему – в аудитории, среди абитуриентов. Вызов был принят. И учитель ответила на него с блеском, получив заветную сотню. Этот опыт помог оценить стрессовую составляющую экзамена, вспоминает Светлана Робатень:
– Шла на тестирование уверенно. Как сейчас помню: быстро заполняю бланк, не записывая ответы в черновик. И вдруг чувствую, как на плечо опускается рука: «Я бы так не торопился». Ответственный за проведение тестирования дал совет, абсолютно корректный, с добрым посылом. Но, представьте, он выбил меня из колеи. В стрессовой ситуации даже мелочь может нарушить душевное равновесие. Пройденный урок озвучиваю школьникам: учитесь концентрироваться на себе. В аудитории может оказаться душно, а ваш сосед будет нервно стучать ручкой, громко вздыхать – ни на что не обращаем внимание. Вот первая составляющая успеха. Вторая: заставляй себя и требуй от себя. Это касается и ученика, и педагога.
Учитель уверена: вполне реально привести к высокому результату на ЦЭ того, кто не считает русский язык своей сильной стороной. Но выстраивать работу надо так, чтобы к десятому классу дети четко осознавали, что такое централизованный экзамен, какие варианты заданий в нем имеются, какие ловушки готовят составители. Уже в пятом классе Светлана Робатень предлагает ученикам тесты по русскому языку. В ее методической копилке собрано огромное количество заданий по разным разделам, всяческих уровней сложности и с любыми формулировками. Тему разбирает так: теория + упражнения + тестовые задания всех возможных в ЦЭ видов + контроль. Часто использует систему алгоритмизации правила (например, н/нн в разных частях речи, слитное и раздельное написание «не» и другие).
При этом в канву уроков старшеклассников редко вводит развлекательный контент:
– Я консервативный учитель. Мне не нравятся игры. Люблю систематическую, добросовестную, честную работу. Пусть она порой кажется скучной, однообразной, но факт остается фактом: пока за спиной не будет ста решенных и разобранных до последней ошибки тестов, не будет и результата 80+.
Рекомендации от Светланы Робатень
♦ Мотивация и целеустремленность – залог успеха. Не устаю повторять своим ученикам: «Заставляй себя и требуй от себя!»
♦ Систему подготовки выстраивайте в зависимости от того, насколько вы сильны в языке, способны работать самостоятельно.
♦ Дидактический материал для тестовых заданий берите из учебников, сборников экзаменационных материалов, пособий, рекомендованных Министерством образования; из программных произведений художественной литературы и из списка произведений, предложенных для дополнительного чтения.
♦ Ставьте реальные цели.
♦ Составляйте опорные конспекты, в которых темы изложены таким образом, чтобы концентрировать внимание на всех ловушках ЦЭ.
♦ Решайте тесты.
azanovich@sb.by,