В маленьком ските в Слонимском районе монахини готовят целительные мази

Хлеб, скит и старец Амвросий

Как важно самим усвоить и других учить нести все, что нам посылается, с благодарением и терпением

Звонок из паломнического отдела Свято-Елисаветинского монастыря был неожиданным. С его сотрудником Владимиром Чубраковым мы не были знакомы лично. И все же он убедил меня, несмотря на обещанный метеорологами почти 30-градусный мороз, поехать в Жировичи, а также в деревни Русаково Слонимского и Сынковичи Зельвенского районов. Накануне в Свято-Успенском монастыре упокоился почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. На его отпевании случилось настоящее чудо… 

А я давно хотела познакомиться с монахинями маленького скита в Русаково, которые готовят чудодейственные мази и настойки. В шесть утра семь паломников на небольшом микроавтобусе отправились на Гродненщину.

Паломница Нина Мешкевич из Пинска с сестрой Еленой. 

ПО опыту знаю, что такие путешествия не похожи на обычную экскурсию. Люди сосредоточены на молитве, она сопровождает и в пути. Несколько человек из нашей группы были накануне на прощании с почетным Патриаршим Экзархом. Мне протянули телефон с видео. Высоко в небе во время службы над Свято-Духовым собором кружили десятки, если не сотни белых птиц. В январе, в мороз, это выглядело настоящим чудом. Говорят, Владыка Филарет любил белые розы. Возможно, и светлые птахи прилетели провожать его в вечность.

Патриаршего Экзарха похоронили в Жировичах на малом братском кладбище за алтарем Крестовоздвиженской церкви рядом с могилой старца схиархимандрита Митрофана (Ильина). Мы застали заупокойную службу на могиле. Люди по очереди подходили и дотрагивались до деревянного креста. Не было здесь кладбищенской тоски, только спокойствие белого снега и синего морозного неба.

Возможно, в свое время митрополит Филарет будет прославлен как святой, памятник которому появился возле Жировичского монастыря в прошлом году. Тогда масштабно праздновался юбилей обители и обретения чудотворной иконы. Священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть) стал известен благодаря деятельной молитве в годы Великой Отечественной войны. Во время фашистской оккупации немцы разрешили открыть храмы, однако вели политику, направленную на раскол духовенства, стараясь добиться автокефалии, независимости от Московского патриархата. Священники, в том числе архимандрит Серафим, всячески этому препятствовали. Он молился, крестил и венчал людей, восстанавливал храмы, создавал приюты для сирот. Святой был одним из настоятелей монастыря. Преподобного захоронили в братской могиле, откуда доставили капсулу с землей и заложили в основание памятника. Об этом нам рассказал учащийся Минской духовной семинарии, которая находится в монастыре, Руслан Парфенюк. Принято, что местные студенты берут на себя роль гидов.

Несмотря на мороз, трое из нашей компании окунулись в святом источнике возле монастыря. В пяти километрах нас уже ждали в деревне Русаково. На зиму здесь остается всего несколько местных жителей. В женском скиту преподобного Амвросия Оптинского 12 сестер, среди них есть схимница, монахини, инокини, послушницы и кандидатки в послушницы. В монашество здесь сестер постригают с именем кого-то из старцев Оптинских, а в иночество — в честь кого-то из Дивеевских святых, объяснила мне сестра Елена. Накормили нас сытно — кашей, супом, маринованными овощами… Затем идем в маленький храм, где встречает инокиня Дария:

Инокиня Дария рассказывает о чудесах святого Амвросия.
— Вы в гостях у батюшки Амвросия Оптинского. Наш женский скит носит имя великого старца, его называют еще первым среди равных по великому смирению и дарам, которыми он был наделен. Святой Амвросий прожил на земле долгую, многоскорбную жизнь. Больше половины ее он болел тяжелой болезнью, но переносил это испытание стойко. И других учил нести все, что нам посылается, с благодарением и терпением.

Самим сестрам поначалу пришлось очень нелегко. Когда в 2005 году владыка Гурий, архиепископ Слонимский и Новогрудский, благословил устроить в Русаково скит, храма там не было. Только домик, где поселились несколько монашествующих сестер. Это было 29 сентября, накануне зимы. А сестры, как они говорят, «немощный сосуд», им и дров нарубить трудно, не то что ремонт организовать.

Тогда же мать настоятельница Мария ездила в Оптину пустынь. Отцы благословили сделать так: обратитесь к батюшке Амвросию или старцам Оптинским, а они сами все устроят. Так появилось название скита. Главная забота — храм. И уже в 2006 году здание бывшей школы передали обители. Домик с изразцовой печкой побывал и магазином, а потом, когда деревня стала вымирать, долго стоял закрытым. К этому зданию пристроили алтарь и 23 октября того же года отслужили первую Божественную литургию. А до этого сестры ходили на службу в Жировичи. Матушке схимнице, самой старшей, тогда уже было около семидесяти.

Прежде с дороги никто и не заметил бы храм, но сейчас его украшают семь куполов. А когда люди не знали о маленьком ските, бывали времена не то что без денег, даже без хлеба. Собрались сестры: что будем делать? Решили ежесуточно вычитывать всю Псалтырь по благословению старца.

И тут приезжает женщина из Минска и говорит:

— Знаете, я к вам так спешила, что ничего не успела взять, вот у меня только хлеб и масло.

А в деревне магазина нет, где можно было бы это купить.

— Даже по таким мелочам можно было заметить, как Господь заботится о нас, — продолжает рассказ инокиня. — Когда освящали храм, для его украшения люди жертвовали иконы из разных мест. И почему-то они совпадали, получился очень красивый иконостас и внутреннее убранство. А количество лампад к первому богослужению оказалось ровно таким, как необходимо по канону. Это подтверждение библейского: «Ищите прежде всего Царства Небесного, а все остальное приложится».

Когда владыке Гурию принесли проект реконструкции храма, вариантов было несколько: с одним, тремя и пятью куполами. Он подписал семикупольный, самый грандиозный. Матушка изумилась. Не было благотворителей, чтобы это осуществить. Но у монаха нет слова «нет», только «простите, благословите». На купола собрали деньги всем миром. Другая паломница приехала с экскурсией из Минска, пожертвовала на колокола, а один колокол подарили воронежцы.

Занимаются в обители сбором лекарственных трав, так как условия благоприятные: рядом и лес, и луга. Часть выращивают на аптекарском огороде. Монахиня Анатолия — биолог по образованию. Составленные ею рецепты получили очень хорошие отзывы, в том числе на выставках в России, куда сестры регулярно ездили до коронавируса. Особенно советуют паломникам сейчас противовоспалительную, обезболивающую, противовирусную мазь. Она помогает и при инфекционных заболеваниях, и при порезах, укусах насекомых, суставных болях. Вся продукция — на травах. Всего здесь изготавливают восемь видов мазей и около 30 различных травяных сборов. Есть также настойки.

Монахини не остаются одни в беде. Летом таскать тяжелые мешки с травами помогают добровольные помощники — трудники. Знают их и паломники. Пока мы разговаривали, в храм вошли несколько человек. Оказалось, добирались за 160 километров, из Пинска. Нина Мешкевич приезжает не впервые. Заглядывают в Русаково по пути к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».

— Подаем в скиту все требы, — рассказывает пинчанка. — Очень хорошие травы — для успокоения, обезболивающие. Брали мази для суставов. Здесь нужна помощь — это маленький скит, монахиням тяжело. В прошлый раз у них гостила икона «Троеручица» с Афона. Многие образа в храме с мощевиками, «помогающие». Еще обязательно еду в Сынковичи — там каждую третью субботу месяца читают акафист для исцеления онкобольных. После такой поездки чувствую себя хорошо.

Отец Амвросий, покровитель скита, особенно соболезновал женщинам в трудной ситуации. Инокиня Дария поделилась связанной со старцем историей исцеления незнакомки:

— В Перми подходит к нам женщина и рассказывает, что около 30 лет назад ей предстояла операция по удалению камня в почке. А у нее трехлетний сын, растит одна. Очень боялась и просила Бога избежать вмешательства. С утра врач предложил еще раз сделать снимок. Оказалось, операция не нужна. А в ту ночь ей приснилось, что она идет по полю в красивом платье. Хочет присесть и сделать горку, а какой-то благообразный старец ей мешает, отодвигает. И так несколько раз. Прошло время, и она увидела портрет преподобного Амвросия и вспомнила того старца из сна. Тогда больная и не знала про такого святого, а он ей помог в трудной ситуации. Тех, кто приходил к нему за помощью, он не оставлял не утешенными.

Спрашиваю, как выживает скит, когда экскурсий меньше, а поездки в Россию и вовсе прекратились?

— Господь так устроил: пока мы ездили, люди узнавали о нашей продукции и пробовали, — объясняет сестра Дария. — Сейчас мы высылаем им продукцию почтой. Ее можно найти на подворье Оптиной пустыни в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Жировичах и Минске, в храме Священномученика Владимира Хираско.

НА обратном пути заехали в церковь Святого Михаила в Сынковичах с чудотворной иконой «Всецарица», о которой рассказывала паломница из Пинска. В дверях столкнулись с батюшкой Арсением, настоятелем. Как рассказал нам по дороге Владимир Чубраков, будущий протоиерей служил в воздушно-десантных войсках.

— Комсомольцем был, — вспоминает батюшка. — Когда однажды десантировался с самолета, не раскрылся парашют. Пока летел, поверил в Бога. Очень редко бывает, что парашют удается раскрыть у земли, но чудо произошло.

Сейчас в храме целая объемная книга исцелений и чудес, связанных с иконой Божией Матери «Всецарица» афонского письма. Зафиксировали тысячи исцелений от онкологии, более 350 — от бесплодия.

Пора было ехать домой, но почему-то никому не хотелось уходить. Иногда нужно просто «всякое ныне оставить житейское попечение» и посвятить день духовному.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter