Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) подготовила и опубликовала доклад «Неотложность выбора: противодействие СПИДу на перепутье», в котором собраны статистические данные о борьбе со СПИДом в мире за 2023 год. И в целом ситуация не такая трагическая, особенно по сравнению с тем, что было еще 10–15 лет назад. Однако позитивную статистику демонстрируют не все страны и территории, и это требует усиления работы и дополнительных средств, которых откровенно не хватает. В целом СПИД человечество медленно побеждает, но очень хотелось бы ускориться и не сдавать позиций.
Есть некоторый позитив
В 2021 году Целями устойчивого развития ООН (ЦУР) было определено, что к 2030 году со СПИДом в мире должно быть покончено. Не то чтобы он должен совсем исчезнуть — это пока недостижимо. Но СПИД должен быть под жесточайшим контролем, причем во всех уголках мира, и количество случаев заражения должно неуклонно снижаться, вплоть до нулевых цифр по этому показателю. А еще к 2030 году нужно обеспечить почти 40 миллионам людей, уже живущим с ВИЧ, здоровую и полноценную жизнь с доступом к необходимым лекарствам и медицинской помощи.
И сейчас уже можно констатировать, что мы приблизились к тому, чтобы не разочаровать итогами работы к 2030 году. В 2023-м в мире впервые выявленных инфицированных ВИЧ стало меньше, чем когда-либо с конца 1980-х годов. Даже по сравнению с 2010 годом число новых случаев ВИЧ-инфекции сократилось примерно на 39 процентов. Причем максимальные результаты (минус 56 процентов) достигнуты в странах Африки к югу от Сахары. А ведь еще совсем недавно этот регион демонстрировал взрывной рост заболеваемости и смертности от ВИЧ/СПИД.
В 2023 году почти 31 миллион человек в мире получали спасительную антиретровирусную терапию, что позволило снизить число смертей от СПИДа до самого низкого уровня с момента пика в 2004 году. А в странах Африки к югу от Сахары эти успехи привели к увеличению средней продолжительности жизни с 56,3 года в 2010-м до 61,1 года в 2023 году. Однако, по оценкам экспертов, в 2023 году около 1,3 млн человек все-таки заболели ВИЧ. И этот показатель в три раза выше целевого показателя в 370 тысяч и менее новых случаев инфицирования, установленного для 2025 года.
В трех регионах мира: в Восточной Европе, Центральной Азии, Латинской Америке, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке — наблюдается рост числа случаев инфицирования ВИЧ-инфекцией. Впервые за всю историю пандемии ВИЧ цифры роста показывают не страны Африки к югу от Сахары. И это яркий показатель того, как профилактика реально влияет на заболеваемость ВИЧ/СПИД.
Африканские страны очень стараются
Но, несмотря на обнадеживающую статистику по заболеваемости ВИЧ, которую демонстрируют страны Африки к югу от Сахары, заболеваемость ВИЧ среди девочек-подростков и молодых женщин в возрасте до 24 лет в этих странах остается чрезвычайно высокой. Профилактические программы и усилия по сокращению гендерного неравенства, насилия в отношении женщин и вредных гендерных норм все еще тормозят прогресс в этом направлении.
Однако снизилось количество детей в возрасте до 14 лет, которые инфицируются ВИЧ. Эта тенденция, считают эксперты ЮНЭЙДС, обусловлена успехами, достигнутыми в восточной и южной части Африки, где ежегодное число новых случаев ВИЧ-инфекции среди детей в период с 2010 по 2023 год сократилось на 73 процента.
Тем не менее темпы снижения роста количества случаев вертикальной (от матери к плоду) передачи ВИЧ существенно замедлились, особенно в Западной и Центральной Африке. По оценкам экспертов, в 2023 году 120 000 детей получили ВИЧ от своих матерей. В результате общее число детей, живущих с ВИЧ, в мире достигло 1,4 млн человек. И 86 процентов из них живут в странах Африки к югу от Сахары.
Расширение доступа к антиретровирусной терапии (в некоторых регионах она предоставляется государством бесплатно) позволило более чем вдвое сократить ежегодное число смертей от СПИДа: с 1,3 млн в 2010 году до 630 000 в 2023 году.
Программы лечения антиретровирусными препаратами также способствуют снижению количества новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией. По оценкам специалистов, в 2023 году лечение от ВИЧ в мире получали в среднем 30,7 млн человек. Но мы реально можем сократить число смертей, связанных со СПИДом, до 250 000 человек в год, если человечество будет и дальше диагностировать и лечить ВИЧ, не снижая темпов.
Каждый восьмой умерший — ребенок!
Однако расслабляться рано. Масштабы пандемии настолько велики, что, даже несмотря на вполне ощутимые достижения в области борьбы с распространением ВИЧ-инфекции в мире, в 2023 году без лечения остались около 9,3 млн человек, живущих с ВИЧ. Причем почти половина из них, 4,7 млн, живет в странах Африки к югу от Сахары.
Охват лечением по-прежнему остался ниже среди мужчин. Но самым низким он является среди детей. И самым неблагополучным регионом в этом вопросе остаются страны Африки, расположенные к югу от Сахары.
В 2023 году от СПИДа в мире погибли около 630 000 человек, в том числе 76 000 детей в возрасте до 14 лет. Каждый восьмой человек, умерший от СПИДа в 2023 году в мире, был ребенком!
Около 30,7 млн из примерно 39,9 млн людей, живущих с ВИЧ во всем мире, получали антиретровирусную терапию в 2023 году. И это очень неплохое достижение для общемирового здравоохранения. Потому что еще в 2015 году глобальный охват лечением составлял всего 47 процентов, а в 2023 году он достигает уже 77 процентов.
Люди с неопределяемой вирусной нагрузкой имеют нулевой риск передачи ВИЧ своим половым партнерам. А люди с подавленной вирусной нагрузкой имеют почти нулевой риск передачи инфекции. В 2023 году почти 73 процента живущих с ВИЧ во всем мире будут иметь подавленную вирусную нагрузку, что является значительным достижением по сравнению с 40 процентами в 2015 году.
В 2023 году примерно 86 процентов людей, живущих с ВИЧ, во всем мире знали свой ВИЧ-статус. Среди них примерно 89 процентов получали антиретровирусную терапию, а у 93 процентов людей, получавших лечение, была подавлена вирусная нагрузка. Самые значительные успехи в этом направлении были достигнуты в странах Африки к югу от Сахары.
Лечат, но не всех
Благодаря работе ЮНЭЙДС и других программ, нацеленных на борьбу с ВИЧ/СПИД, страновые системы здравоохранения и общины стали чаще предлагать людям, которые могли инфицироваться ВИЧ, тесты на ВИЧ, а также направлять их в медицинские учреждения для последующей детальной диагностики и лечения. Благодаря более приемлемым и эффективным схемам лечения людям стало легче продолжать принимать антиретровирусные препараты и подавлять вирусную нагрузку.
Однако не все в мире имеют возможность просто сделать обычный тест на ВИЧ. Дети в возрасте 0–14 лет, живущие с ВИЧ, по-прежнему значительно реже, чем взрослые, проходят диагностику и получают антиретровирусную терапию. Около 43 процентов из 1,4 млн детей, живущих с ВИЧ, не получали лечение в 2023 году. На долю детей приходится 12 процентов всех смертей, связанных со СПИДом, хотя они составляют лишь 3 процента людей, живущих с ВИЧ. 36 процентов, или 370 000 подростков в возрасте 15–19 лет, живущих с ВИЧ, не получали антиретровирусную терапию в 2023 году. Во многих странах мира мужчины в возрасте от 15 лет, живущие с ВИЧ, реже, чем их сверстницы, знают о своем ВИЧ-статусе и реже получают лечение.
23 процента всех людей, живущих с ВИЧ , не получали антиретровирусную терапию в 2023 году. Особенно низким был доступ к лечению в Восточной Европе и Центральной Азии, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где антиретровирусную терапию получали лишь около половины из 2,1 млн и 210 000 людей, живущих с ВИЧ, соответственно.
И здесь проблемы с финансированием
Однако доступ к диагностике и лечению не единственные проблемы в борьбе с пандемией ВИЧ/СПИД в мире. По оценкам экспертов, около 12,2 млн человек в мире имеют прогрессирующую стадию ВИЧ-инфекции (СПИД). Раньше СПИД рассматривался в основном как проблема поздней диагностики и лечения ВИЧ-инфекции. Но в настоящее время СПИД чаще всего встречается у людей, которые некоторое время получали антиретровирусную терапию и прекратили лечение. Это ставит под угрозу их здоровье, повышает риск передачи ВИЧ и увеличивает нагрузку на системы здравоохранения во всем мире.
Необходимо обратить внимание на проблему отказа от лечения и по всем фронтам проводить профилактику такого поведения. А те, кто прервал лечение от ВИЧ-инфекции, должны иметь возможность возобновить и продолжить его в любое время, не встречая осуждения и отказа.
Однако в сфере борьбы с распространением ВИЧ/СПИД во всем мире есть и еще одна проблема — во многих странах снижают количество финансовых средств, выделяемых на борьбу с пандемией. А в некоторых странах даже полностью отказываются от финансирования мероприятий, направленных на достижение устойчивого снижения уровня первичного заражения и доступа к антиретровирусной терапии для зараженных ВИЧ-инфекцией.
В 2023 году на программы по борьбе с ВИЧ в странах с низким и средним уровнем дохода было выделено около 19,8 миллиарда долларов, и это аналогично сумме, выделенной для этих целей в 2019 году. И это почти на 9,5 миллиарда долларов меньше суммы, которую необходимо выделить в 2025 году. Общий объем ресурсов, выделяемых на борьбу с ВИЧ, с учетом инфляции находится на самом низком уровне более чем за десятилетие. Регионы с наибольшим дефицитом финансирования — Восточная Европа и Центральная Азия, Ближний Восток и Северная Африка — демонстрируют очень скромные успехи в борьбе с ВИЧ.
Большая часть финансирования (около 59 процентов) на противодействие ВИЧ поступает из внутренних ресурсов стран, однако и международное, и внутреннее финансирование ВИЧ в последнее время крайне нестабильно. Объем внутреннего финансирования программ борьбы с ВИЧ в 2023 году четвертый год подряд снижается. А объем финансовых ресурсов, выделенных международными организациями в 2023-м, был почти на 20 процентов меньше, чем на пике в 2013 году.
От наших решений сегодня зависит будущее
Сокращение внешних ресурсов на борьбу с ВИЧ/СПИД было бы гораздо более значительным, если бы не Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, который аккумулирует и распределяет большие объемы финансирования программ борьбы с ВИЧ/СПИД во всем мире и поддерживает уровень финансирования для негосударственных организаций, работающих в данном направлении.
По оценкам экспертов, в 2023 году на программы первичной профилактики ВИЧ/СПИД в странах с низким и средним уровнем дохода было выделено 1,8–2,4 млрд долларов, а на программы, способствующие развитию общества и повышению настороженности в отношении ВИЧ/СПИД, было выделено 0,9–1,1 млрд долларов.
Но к 2025 году необходимо существенно увеличить финансирование по всем направлениям борьбы с ВИЧ/СПИД. Так, на программы первичной профилактики в странах с низким и средним уровнем дохода в следующем году будет необходимо 9,5 млрд долларов. На программы, способствующие развитию общества и повышению настороженности в отношении ВИЧ/СПИД, будет необходимо около 3 млрд долларов. Но, как было сказано выше, объемы финансирования только уменьшаются, а пандемия ВИЧ/СПИД, на которую идет наступление, всегда готова вернуть себе утраченные позиции и даже отвоевать большие. И только от наших решений, в том числе и финансовых, зависит, кто победит в этой борьбе.
Если финансирование и развитие программ по противодействию ВИЧ/СПИД останутся на прежнем уровне, то, по прогнозам ЮНЭЙДС, в 2050 году уже около 46 миллионов человек будут жить с ВИЧ. А что будет, если уровень станет ниже?
И даже если мир достигнет целей, поставленных на 2030 год, и сохранит достигнутые результаты, в 2050 году в мире будет почти 30 миллионов человек, живущих с ВИЧ. Каждый из них будет нуждаться в пожизненном лечении и поддержке в связи с заболеванием. Ни одна из перспективных программ и достижений не приведут планету к точке, когда можно будет сказать, что СПИДу пришел конец — мир будет продолжать борьбу с серьезной угрозой еще очень долго.
Сейчас главная цель — быстро сократить количество новых случаев инфицирования и смертей, связанных со СПИДом, до уровней, когда заболевание можно будет контролировать, и сделать это надо таким образом, чтобы предотвратить возобновление эпидемии в будущем. Для этого необходимо обеспечить непрерывность и продолжительность мер в ответ на ВИЧ/СПИД и их распространения на все страны и территории без исключения.
В данный момент меры противодействия ВИЧ/СПИД, несмотря на их очевидную эффективность, находятся в очень неустойчивой финансовой ситуации. И это не может не пугать перспективой, в которой мир вновь скатывается к худшему сценарию, когда деньги выделяются на другие задачи, признанные приоритетными, а не на борьбу с ВИЧ/СПИД. А ведь решения и действия, которые будут предприняты сегодня, окажут без преувеличения долгосрочное влияние на будущее нашей планеты.