Школа шаповалов заработала в Дрибине. В районе, где валенки валяли с XIX века, катрушницкому мастерству сегодня готовы обучить всех желающих. А их немало. На мастер–классах в школе, открывшейся этой весной, уже побывали около 200 жителей района. И это — только начало.
Инна Фонарикова обучает премудростям катрушницого дела 8–летнюю Вику Старосотскую
В уютном кабинете — стеллажи с разноцветными мотками овечьей шерсти, сувенирные, сделанные вручную валенки, войлочные панно и детские игрушки — плоды творчества начинающих катрушников. Одноименный детский кружок при Дрибинском районном историко–этнографическом музее работает уже давно. В городском поселке празднуют «день валенка», проводят фестиваль народного творчества, промыслов и ремесел «Дрибинские торжки», а аутентичное ремесло здешних мастеров удостоено звания нематериальной историко–культурной ценности страны. Но все же, говорят местные жители, школа мастеров Дрибину была очень нужна. Теперь любой сможет научиться тут азам шаповальства, а в дальнейшем при желании стать уже не любителем, а профессионалом.
Мастер–классы для начинающих профессионалы и дают. Благо мастера, за работами которых на Дрибинщину едут со всей страны и из–за рубежа, в районе не перевелись. Это и Владимир Осиповский, и семья Зюликовых, и Инна Фонарикова, на занятия к которой я попала.
Инна Леонидовна посвящает меня в тонкости ремесла:
— Есть мокрое валяние, а есть сухое. Мы валяем шерсть по мокрому. Этот процесс проще и времени занимает меньше. Обувку ведь делаем не для носки, а сувенирную. А чтоб одни взрослые валенки сделать, несколько дней понадобится. У нас же миниатюрные шкорни дети и взрослые мастерят за час–два. Даже те, кто до этого понятия не имел, что такое брында.
Валенки восьмилетней Вики Старосотской — третьеклассницы Дрибинской школы — удивительно хороши:
— «Игрушечные» шкорни я уже делать научилась, теперь хочу смастерить настоящие. Для мамы. И маленькую пару — для младшего братика.
Сувенирные валенки в школе шаповалов смастерила и пенсионерка из агрогородка Трилесино Любовь Мисюк. Сельчанка, всю жизнь проработавшая в сфере культуры, даже не думала, что когда–нибудь освоит катрушницкое ремесло. Но такая возможность отныне есть у многих. Ведь школа работает не только при музее, мастера с мастер–классами колесят по всему району. Одна из наставниц — научный сотрудник музея Татьяна Черепович — преподала азы шаповальского искусства уже не одному десятку земляков. А всего, по словам директора Дрибинского районного историко–этнографического музея Жанны Климовой, у них с конца марта прошло 13 мастер–классов:
— Мы очень рады, что древнее ремесло не утрачено, а все больше набирает популярность. Школа шаповалов открылась в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН. Музей получил в подарок столы для занятий, магнитную доску для обучения, иглы для фильцевания, 50 килограммов цветной шерсти, около 5 кило неокрашенной.
О катрушницкой школе здесь мечтали давно. Но местный бюджет не мог потянуть такой дорогостоящий проект. Один моток крашеной шерсти весом полкило стоит около 100 рублей. А на изготовление одних женских взрослых валенок надо около 800 граммов шерсти, на мужские — 1 килограмм 200 граммов. Теперь благодаря гранту ПРООН есть и помещение, и нужная для шаповальства «начинка». А значит, надеется начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дрибинского райисполкома Елена Ребковец, в район потянется еще больше туристов, желающих самостоятельно научиться валять валенки.
По секрету всему свету
У дрибинских шаповалов был свой, катрушницкий, язык. С его помощью они и секреты ремесла от конкурентов таили, и заказчиков хвалили или ругали. Несколько лет назад, чтобы нелегкий труд катрушников не был предан забвению, язык рассекретили. Издали книгу «Катрушнiцкi лемязень», где собрано около тысячи слов: хлеб — «акруш», кисель — «талялюй», шапка — «катруха»...
olgak53@mail.ru
Фото автора.
На Дрибинщине заработала школа шаповалов
Катрушники сели за парты
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.