Как обстоят дела с дедовщиной в современной армии? Удалось ли эту проблему искоренить? На эти вопросы ответил помощник министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах – начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны генерал-майор Леонид Касинский в программе «Скажинемолчи» на телеканале «Беларусь 1».
Фото: скриншот видео
Леонид Касинский сразу подчеркнул, что дедовщина – это больше народное понятие:
– Я бы сказал, что это даже страшилка, которая когда-то использовалась для снижения статуса и развала Вооруженных Сил, особенно в последние годы существования Советского Союза, в постсоветский период. Я всегда говорил и буду говорить: как бы ни была хороша ситуация с этим в армии, я никогда не скажу, что мы ее решили. Потому что воинскую дисциплину на бытовом уровне можно сравнить с ездой на велосипеде в гору. Пока ты крутишь педали – ты едешь, как только остановился – ты покатился в обратную сторону. Поэтому если я или кто-то из руководства Министерства обороны скажет о том, что мы решили эту проблему, мы сразу создадим условия для того, чтобы наступило самоуспокоение. А этого ни в коем случае допустить нельзя.
Гость студии также отметил, что за прошлый год в Вооруженных Силах было возбуждено три уголовных дела по фактам нарушения уставных правил взаимоотношений:
– Но, опять-таки, я скажу, что эти нарушения не связаны с глумлениями или издевательствами. Дело в том, что сама по себе воинская служба очень четко регламентирована уставом, другими законодательными актами. Даже если я к военнослужащему обратился на «ты» – это уже нарушение уставных правил взаимоотношений. Устав предписывает, что военнослужащие должны обращаться друг к другу на «вы» и по воинскому званию, по фамилии, добавляя слово «товарищ». То есть это настолько тонкая материя. Но законодательство, может, и устарело уже, надо что-то менять, оно в этом плане очень жесткое. Жесткое в том, что мы даем оценку даже малейшим фактам нарушения этих уставных правил взаимоотношений. Все три случая, которые у нас были в прошлом году, скорее межличностные конфликты, как я их называю, между «двумя горячими финскими парнями». Например, в одной из бригад ребята собрались на соревнования, приехали сборные из всех частей. Один «горячий финский парень» говорит о том, что разведка – сила, пехота – ничто, а второй из пехоты говорит: «Да нет, ты не прав». Между ними возникает конфликт, и командир обязан принять законодательные меры в отношении этих военнослужащих, даже если они не подрались, а просто сцепились, схватили друг друга за одежду. Если командир не примет эти меры, тогда уже старший начальник обязан принять меры за бездействие власти. А мы с вами понимаем, что мужской коллектив – это всегда мужской коллектив. Если, к примеру, в школе или в вузе можно просто пригласить парней к директору, они пожмут друг другу руки и извинятся, то в армии, даже если они сделают все то же самое, все равно назначается проверка, при наличии оснований возбуждается уголовное дело, – рассказал он.
Спикер поделился и мыслями о том, что нынешняя молодежь ничем не отличается от молодежи прошлых поколений:
– Да, может быть, у них есть несколько другие понятия, но с ними надо работать, разговаривать, им надо говорить правду. Ни в коем случае нельзя врать, потому что если им один раз соврешь, то они уже верить не будут. После событий в 2020 году к нам в Вооруженные Силы пришли более чем 700 мальчишек, которые имели опыт протестной активности. После первых недель общения с ними, рассказа им о том, как, что, почему, откуда, ребята говорили так: «Если бы мне об этом рассказали раньше, я бы в жизни даже близко не пошел туда, куда я ходил», – подытожил Леонид Касинский.