Инновационное производство в Толочине успешно решает проблему импортозамещения

Картофель фри по-белорусски

Инновации — не просто модное слово. Это реальный инструмент, который позволит экономике страны выйти на принципиально новый уровень и производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Один из ярких примеров работы с инновационными технологиями продемонстрировало РУП «Толочинский консервный завод», входящее в состав НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству. В конце прошлого года здесь открылся цех по производству замороженного полуфабриката картофеля фри. Первые месяцы работы цеха показали впечатляющий результат: рентабельность продаж нового продукта достигала 30 процентов. Беларусь — картофельная страна. Вслед за толочинским заводом освоить эффективные экспортно ориентированные производства, в основе которых лежит углубленная переработка сырья, могли бы и другие предприятия. Ведь ценный опыт нужно масштабировать.

ФОТО РУП «ТОЛОЧИНСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»

Экспортный вектор

Ежегодно Беларусь импортировала до 5 тысяч тонн замороженного картофеля фри. В основном из Польши и Германии. Запуск цеха на Толочинском консервном заводе практически совпал с введением Западом ограничений, в том числе и на поставку данной продукции в Беларусь и Россию. В результате толочинский картофель фри стал пользоваться небывалым спросом как на внутреннем рынке, так и в странах ближнего зарубежья. Производственные мощности нового цеха при работе в три смены позволят выпускать до 10 тысяч тонн продукции в год. Этот объем полностью закрывает потребности белорусского рынка, остальное — чистый экспорт.

Появилось уникальное производство благодаря Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы. Финансировался проект из различных источников, в том числе из республиканского и областного инновационных фондов. Толочинский консервный завод вложил и собственные средства. Сложное оборудование было поставлено из Нидерландов. Но работники предприятия уже освоили технологические тонкости производства качественного и вкусного продукта. За короткое время вырисовалась широкая география поставок. Белорусский картофель фри успели попробовать даже в Иркутске.

Всего же заключено около 50 контрактов на поставку востребованной продукции. Руководство консервного завода надеется, что в число постоянных партнеров войдут сети ресторанов быстрого питания. Тем более что российская сеть «Вкусно — и точка», открывшаяся вместо МсDonald’s, уже проявила интерес к продукции завода. Причем в будущем контракте, судя по масштабам дефицита картофельного полуфабриката у соседей, будут фигурировать очень приличные объемы. Еще один крупный партнер из России — торговая сеть «Магнит». Есть заявки из Казахстана и Кыргызстана.

ФОТО РУП «ТОЛОЧИНСКИЙ КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД»

Погрешность в технологии равна нулю

Производство хрустящих картофельных палочек, столь любимых и детьми, и взрослыми, — довольно тонкий технологический процесс. После мойки картофель попадает на паровую чистку под давлением 22 атмосферы, где он «раздевается» — очищается от кожуры и глазков. Затем наступает очередь «инспекции»: отсортировываются бракованные клубни. На гидрорезке продукт превращается в ту самую соломку, к которой мы привыкли. На предприятии выпускается два вида соломки, деревенские дольки и картофель «Черри». Далее — бланшировка, сушка и предварительное обжаривание во фритюрнице при температуре кипения масла 180 градусов. На линии шоковой заморозки при минус 40 градусах картофель молниеносно превращается в мороженый полуфабрикат с длительным сроком хранения. Фасуется в пакеты по 2,5 килограмма и по 750 граммов. Пакуется в короба и отгружается на склад, где хранится при минус 18 градусах. И не залеживается.

— Сейчас наша продукция уходит к потребителю, как говорится, прямо с конвейера, — рассказывает о текущих задачах директор Толочинского консервного завода Анатолий Анюховский. — То есть всегда должен быть в наличии оборудованный морозильными установками транспорт, который доставит продукт по адресу. Но мы понимаем, что на будущее для хранения готовой продукции должны быть оборудованы стационарные морозильные камеры с достаточной площадью. Кроме того, нам необходимо современное картофелехранилище с газовой средой. Есть периоды межсезонья, станут проводиться технологические ремонты в цехе. На это время где-то нужно размещать убранный осенью урожай.


— К сырью, из которого выпускается картофель фри, предъявляются особые требования. — продолжает Анатолий Анюховский. — Поэтому и условия хранения клубней для соломки отличаются от тех, в каких хранится продовольственный и семенной картофель. Чтобы поддержать содержание редуцирующих сахаров и сухих веществ в нужном количестве — не выше 0,4 и не менее 20 процентов соответственно, — температура в хранилище не должна превышать 8 градусов. Необходимо использовать этилен, сдерживающий прорастание клубней. Строительство хранилища с газовой средой — это очередной инновационный проект, который, надеюсь, в скором времени будет запущен.

Своя элита

Сырьевая база для инновационного производства — вопрос стратегический. Лидером среди сортов, пригодных для приготовления хрустящего картофеля, считается голландский «инноватор». Традиционно под нарезку соломкой идут также сорта «челенджер», «астерикс» и «альверстоун». Тоже «голландцы». Требование поставщика оборудования: пока не истек срок гарантийного ремонта, нужно использовать преимущественно сорта, указанные в рекомендациях производителя производственных линий. Во время строительства цеха руководство завода позаботилось о собственной сырьевой базе.

— Под сырье для картофеля фри было засеяно 600 гектаров — более половины всех наших картофельных плантаций, — посвятил в аграрный аспект производства Анатолий Анюховский. — В прошлые годы мы закупали семена за рубежом, затем их размножали. Наше предприятие обладает не только производственной, но и научной базой. Учредитель РУП «Толочинский консервный завод» — НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству. Альянс с наукой дает нам возможность получать элитные, высокорепродукционные семена.


Помимо выращивания голландских сортов, по словам собеседника, не прекращается селекционная работа по выведению белорусского «инноватора». Кстати, ученые пришли к выводу, что такие сорта отечественной селекции, как «палац», «лель», «нара», вполне пригодны для производства картофеля фри. И их планируется использовать. Новый урожай, кстати, радует. Сырье в поле есть. Уже проведена проверка на содержание в клубнях редуцирующих сахаров и сухих веществ. Все соответствует нормам.

Внутренний рынок — для своего производителя

РУП «Толочинский консервный завод» — предприятие, на которое стоит равняться. Здесь создан полноценный интеграционный комплекс, объединивший весь производственный цикл, — от производства сырья до реализации переработанной продукции. Основной доход завод получает от зерна. Самые высокопроизводительные культуры — рапс и картофель. Причем новый цех выпускает продукцию с наибольшей добавленной стоимостью. А вот выпуск плодово-ягодных напитков и соков по ряду причин высокой рентабельностью не отличается. Но больше всего болит душа у руководителя предприятия из-за ситуации с реализацией плодовой продукции. Промышленный сад занимает более 500 гектаров, дает прекрасные урожаи. Однако выращивание яблок и груш приносит скромную прибыль. Чтобы исправить положение, считает Анатолий Анюховский, нужно принять протекционистские меры на самом высоком уровне:

— Раньше мы экспортировали свои яблоки в Россию, в то время как на прилавках белорусских магазинов красовался товар из Польши и Голландии. Россияне посадили свои сады. Спрос на белорусский витаминный продукт упал. Мы всерьез столкнулись с проблемой реализации яблок. Считаю, что нужно закрыть отечественный рынок для иностранных производителей, чтобы открыть его для своих. Ведь торговые сети практически не работают с белорусским яблоком. Конечно, наше яблоко уступает импортному в плане сроков хранения. Этому есть объяснение: мы проводим в 2,5 раза меньше химических обработок, нежели западные хозяйства. Поэтому товар хранится максимум до марта. А в этом году торговые сети только в марте зашевелились и стали подавать заявки на белорусское яблоко. Что мы им могли предложить? Только остатки. Та же ситуация и с овощами. По данному вопросу нужны решения на правительственном уровне. Необходимо дать дорогу отечественному производителю. В первую очередь торговля должна реализовать белорусский, экологически чистый продукт. И только в случае нехватки своего закупать импортный.

Ситуация, к сожалению, типичная для многих производителей плодовоовощной продукции. Не расточительство ли не использовать потенциал своих садов? Более того, в прямом смысле слова закапывать его в землю? Приходилось встречать в магазинах импортные яблочные чипсы и мармелад из чистого яблочного сока. Продукты недешевые, но весьма популярные среди любителей здорового питания. Может быть, есть смысл задуматься о новом инновационном производстве?


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter