Замечательная артистка, женщина и портрет эпохи, воплотившая на театральной сцене и на большом экране целый калейдоскоп образов и эмоций, отмечает сегодня красивый юбилей. Накануне 85‑летия Зинаида Петровна вместе с корреспондентом «СБ. Беларусь сегодня» полистала семейный альбом. История самых знаковых фото — в рассказах именинницы.
Маленькая Зина в пионерском лагере, 1953 год
— Мне здесь 15 лет. В те годы поездка в пионерский лагерь была для нас, детей военного и послевоенного времени, настоящим подарком. Почему? Потому что там всегда хорошо кормили, был порядок и мы спали на чистом… Совсем другая жизнь. Поэтому уже весной я начинала готовиться к этой поездке: хорошо вела себя в школе, старалась не получать плохих оценок и замечаний. А еще я была очень прилежной и аккуратной девочкой, хорошо писала, поэтому в лагере, как видно на снимке, меня назначили в секретариат. Это были какие‑то спортивные соревнования. Я аккуратно помечала время: кто пришел первым, кто последним.
Свадьба с фехтовальщиком Владимиром Фортунатовым, 1964 год
— Смеюсь, что в жизни я была трижды невестой. Первый раз, конечно, на собственной свадьбе. Очень люблю эту фотографию… Свадебное платье шила в ателье. Ткань была очень нежной, с розоватым оттенком. Беленькие туфельки на шпильке одолжила в театре. А венок из живых цветов на голову сама придумала. Получилось, по‑моему, очень красиво и необычно. Свадьбу мы гуляли в столовой Политехнического института. С одной стороны стола сидели актеры, с другой — спортсмены. А музыку обеспечил оркестр нашего театра.
На съемках фильма «Красный лед. Сага о хантах Югры», 2009 год
— Есть во мне такая особенность: какого бы народа костюм на меня ни надели, везде схожу за свою. Так было и в тот раз. На съемочную площадку из местного музея привезли костюм, я его примерила — и сразу десяток вопросов: «Так вы мансийка?» Посмотрите на фото: и правда ведь похожа! В Ханты‑Мансийске у меня было 14 съемочных дней. Я получила огромное удовольствие от этой работы: вокруг олени, юрты, собаки породы хаски с голубыми глазами, чего там только не было!.. Может быть, моя такая универсальная внешность объясняется тем, что у меня прадед был турком? И прабабушка была настоящей красавицей, вот турок в нее и влюбился, не прошел мимо.
Зинаида Зубкова в роли Марты в спектакле «Северная мадонна» (1960‑е) и в роли Невесты в спектакле «Свадьба» (2009 г.)
— Второй раз свадебный наряд я носила в спектакле по пьесе братьев Тур «Северная мадонна». Его поставил в Купаловском театре Леонид Рахленко. Но моя главная невеста, конечно же, в спектакле Володи Панкова. Его «Свадьба» стала событием в театральном мире. Мы играли ее в Минске, Москве, Баку, Тбилиси, Париже, Мадриде, даже в Китае… Особенно за границей успех был грандиозный. Даже Райкин не мог найти себе места, абсолютно все в зале было занято! За всю жизнь я сыграла в огромном количестве спектаклей, но это, безусловно, моя самая яркая роль. Наша «Свадьба» была одной из первых на просторах бывшего Советского Союза, поставленная так необычно. В ее основе — классический Чехов, но как там все перевернуто! Эта маленькая худенькая старушечка, моя Невеста, вспоминает свою свадьбу, но реальность и фантазия в ее голове перемешались…
Мы с режиссером Володей Панковым сразу доверились друг другу. Он мне тогда сказал: «Зинаида Петровна, вы только соглашайтесь! Я не буду вам делать никаких замечаний. Как чувствуете, так и играйте». И я играла — как чувствовала и как жила.
Зинаида Зубкова — счастливая мама, 1983 год...
— Здесь Оленьке 9 лет, ее принимают в пионеры. Такое событие! На церемонию в школу приехала даже моя мама, Олина бабушка. Надела свои медали: «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда». До начала Великой Отечественной мама работала на ленинградской фабрике «Большевичка». На фотографии ей уже около 80. Она у меня из долгожителей, умерла в 92 года. Возможно, прожила бы и дольше, но не выдержала перемен в Латвии. Там мы оказались после войны, и мама в Ленинград (а после — Санкт‑Петербург) уже не вернулась. Ко мне в Минск долгое время переезжать отказывалась: в Латвии осталась могилка моего младшего брата, она купила место себе рядом…
…и дважды бабушка, 2000‑е
— Сейчас у меня уже трое внуков, на снимке старшие. Это мы у меня дома, фортепиано до сих пор стоит, я ведь в музыкальной школе училась. Внуки — мои ластоньки, как я их называю. Дочка Оля давно живет с мужем в Германии, но у всей семьи по‑прежнему белорусское гражданство. Приезжают часто, как правило, на Пасху и Новый год. Недавно построили дом под Минском, где даже балетный зал есть. В Минске дочка окончила хореографическое училище, танцевала, сейчас в Германии преподает детям хореографию. А зять одно время был иподиаконом владыки Филарета, хотя технарь по образованию. Что касается внуков, то они у меня выросли замечательные! Старшая, Варвара, учится в медицинском университете в Кельне. Средний, Ванечка, еще в школе. Одно время он даже хотел стать артистом, как бабушка. Младшая Анечка пока самая творческая, серьезно увлекается музыкой, участвует в конкурсах и даже получает призы. Когда внуки приезжают ко мне на каникулы, у каждого приготовлен отдельный подарок для бабушки. Смотрят в интернете все программы с моим участием, все интервью.
Скучаю ли по семье? Да я не успеваю скучать! Каждый день расписан — и все срочно, все бегом! Может быть, потому, что я так себя загрузила и так выстроила свою жизнь, я и чувствую себя прекрасно?
Не принимаю никаких лекарств, хорошо сплю, не хожу по врачам. И каждый день начинаю с гимнастики на коврике, делаю упражнения, чтобы работали все мышцы.
КСТАТИ
Совсем недавно в Минске завершились съемки фильма, посвященного легендарному футболисту‑спартаковцу Федору Черенкову. В нескольких эпизодах задействована и народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова.
— У меня очень смешная роль: старушки с живым поросенком в электричке, — рассказывает Зинаида Петровна. — Снимали два дня. И я так понравилась режиссеру, что меня пригласили еще на один эпизод. Съемки проходили ночью на стадионе «Динамо». По сюжету футболист заболел, у него бред, и я ему там мерещусь с этим своим поросенком… Получилась такая комедийная старушка. А что, мне очень даже нравится такое амплуа!