Гостеприимный Витебск красиво именуют северной столицей Беларуси. Такое же название дали теплоходу, который с 2011 года курсирует по Западной Двине. Обычно витебчане и туристы спешат сюда, чтобы узнать что- то новое про местные достопримечательности, сделать красивые фотографии или просто отдохнуть, любуясь безмятежной речной гладью. Я же направляюсь к пирсу за детской мечтой — порулить 25‑метровой махиной.
Отдать швартовы!
Белоснежно-голубой лайнер «Северная столица» предприятия «Гордормост» начал навигацию 18 мая, где-то на неделю позже обычного. Горожане успели соскучиться по речным прогулкам. Понимаю это, стоя в длинной очереди на набережной у площади Победы. К пирсу, где ждет гостей красавец теплоход, подтягиваются целые семьи. Для Сергея и Ольги Юрченко эта речная экскурсия десятая по счету:
— Раньше нам с мужем компанию составляли старшие сыновья, с этого лета приобщаем младшего ребенка — шестилетнюю Киру. Искренне любим такой отдых за спокойствие, все проблемы как будто остаются за бортом. Пейзажи с палубы просто завораживают.
…На часах почти полдень, самое время учиться отдавать швартовы.
— Сперва — средство защиты, а уже после — допуск к тросу, — серьезно настроен опытный моторист-матрос Игорь Богданович. Мне протягивают обязательный спасжилет. Настолько яркий, что, должно быть, заметен даже из космоса. Бинго: по цвету один в один с моей кепкой с логотипом родной «СБ».
Улыбайтесь — это взаимно
Как там, в популярном приключенческом фильме, «часть команды — часть корабля»?.. Следуя этому принципу, продолжаю «погружение» в будни экипажа «Северной столицы». На повестке — обилечивание отдыхающих.
— Вот на эту кнопку аккуратно нажимаете, отрываете чек и отдаете клиенту, — терпеливо объясняет Игорь Богданович, стараясь каждому из пассажиров уделить внимание: кому-то пожелает доброго дня, кому-то тепло улыбнется.
С кассовым аппаратом наперевес обхожу палубу, тоже стараясь настроить людей на отличную прогулку.
— Спасибо за позитив! — откликаются москвички Екатерина Бондарева с дочкой Викторией.
В Витебске они проездом и впервые, гостили в Латвии, а обратный маршрут выстроили так, чтобы оценить красоту белорусской северной столицы. Знакомство не случайно решили начать с речного круиза, объясняет Екатерина:
— Западная Двина связывает Россию, Беларусь, Латвию. Хотя сама родом из Прибалтики, признаюсь, до этого дня ни разу не путешествовала по нашей общей реке. Так что вся в предвкушении.
Не упускаю случая устроить гостям из Москвы краткий экскурс в историю Витебска. Рассказываю, что совсем скоро наш город отметит 1050‑летие, примет XI Форум регионов Беларуси и России, а чуть позже в 33‑й раз проведет международный форум искусств «Славянский базар».
— Приезжайте к нам на праздники! — приглашаю. На вопрос, какие сувениры стоит привезти из Витебска, советую: конечно же, с васильком — любимым цветком Марка Шагала и главным символом нашего фестиваля.
— Красиво! — девятилетняя Вика оценивает симпатичную бутоньерку-василек на моей рубашке.
Характер нордический
Капитан — сменный механик «Северной столицы» Александр Одинцов ждет в святая святых любого корабля — рубке управления. Из ее иллюминатора вся Западная Двина как на ладони. Характер нашей реки нордический, говорит Александр Анатольевич:
— Сюрпризы она преподносит редко. Например, в этом сезоне мы позже обычного устанавливали причалы — уровень воды никак не снижался. Причина в очень снежной зиме в России, откуда и приходит большая вода.
Кстати, девять лет назад из-за небывалой жары, наоборот, случилось рекордное за последние сто лет мелководье. Водные прогулки, понятно, поставили на паузу.
С разрешения Александра Одинцова включаю громкий призывный гудок — мечты сбываются! Запоздалым пассажирам лучше поторопиться: выдвигаемся с минуты на минуту. Легко качнувшись, теплоход отправляется в первый за день рейс. От площади Победы движемся к Спасо-Успенскому кафедральному собору. С корабля кажется, что храм особенно величественно тянется в небо. Уверенно держим курс на парк имени Советской Армии в Мазурино.
С открытия сезона в копилке теплохода уже больше полусотни водных круизов. Каждый рейс строго фиксируется, Александр Анатольевич листает вахтенный, он же судовой журнал:
— С «Северной столицей» я неразлучен с 2011 года, того самого момента, как судно прибыло в наш порт приписки. Пересел на него с теплохода «Витебск», который сегодня выполняет роль дополнительного, курсируя по отдельным заявкам и в праздники.
Звезда речных прогулок по Западной Двине, как и «Витебск», родом из Пинска. Сухопутная доставка за 700 километров из Брестской области заняла три дня. Вместимость «Северной столицы» — 87 пассажиров, длина — свыше 25 метров, ширина и высота — почти по шесть.
— Автопилота нет, хотя иногда и хотелось бы, — со смешинками в глазах поворачивается в мою сторону капитан. За много лет он давно сроднился и с кораблем, и с речной стихией. Средняя скорость «Северной столицы» — около пяти километров в час. Такого прогулочного «шага» вполне хватает, чтобы пассажиры вдоволь налюбовались красивыми видами.
— Места у нас самые живописные, — говорит капитан Одинцов. Ему есть с чем сравнить. В свое время служил на Военно-морском флоте в Мурманской области, ходил и в Средиземное, и в моря Атлантического океана. В речном порту в Витебске когда-то управлял небольшими обстановочными судами, доводилось работать и на переправах — например, на пароме, который связывает самый маленький город Беларуси, верхнедвинскую Дисну, с соседним Миорским районом.
В рулевой рубке манит, сияя лаковой поверхностью, деревянный штурвал. Вот он, мой уникальный шанс! Не без волнения сжимаю довольно компактный руль. И тут же слышу: «Вам идет, капитан Наумова! Чуть нежнее, аккуратнее, это вам не автомобиль». Пары секунд хватает, чтобы осознать: дилетанту в кресле капитана не место. А вот Александр Анатольевич управляется с 45‑тонным судном будто играючи.
Если рубка — «голова» теплохода, то его «сердце» громко стучит в машинном отделении. Осторожно спускаемся сюда с Игорем Богдановичем. На улице плюс 25, а здесь, по ощущениям, вдвое выше — настоящее пекло.
— Считайте, это наш горячий цех, — замечает мой временный коллега. — Здесь стоит дизельный двигатель на более чем 150 лошадиных сил, который и приводит в движение «Северную столицу». За то, чтобы в любой момент судно было со светом, отвечает генератор. Хотя ночные прогулки на нашем теплоходе не предусмотрены, нужно быть готовым ко всему.
Звезды на палубе
Игорь Богданович на «Северной столице» больше десяти лет. Историй из речных круизов у него накопилось немало.
Среди пассажиров хватало медийных персон, звезд. Например, заглядывал известный эрудит Анатолий Вассерман в своей фирменной жилетке со множеством карманов. Однажды на передней палубе почти всю экскурсию задумчиво простоял певец Дмитрий Колдун. Проходили на витебском лайнере и свадьбы, и корпоративы. Предложение руки и сердца делали не единожды — специально просили для этого громкоговоритель.
По специальности водитель погрузчика, каменщик-монтажник, Игорь Богданович искренне рад, что, сделав крутой вираж, судьба привела его на теплоход. И сама река, и дружная команда ему по душе, не зря столько говорят о пресловутой взаимовыручке речников. Игорь Леонидович признается:
— Водная гладь успокаивает, вдохновляет, всегда притягивает взгляды. Не было случая, чтобы, следуя мимо пляжа в том же Мазурино, не встречали реакции от отдыхающих. Кто-то машет, кто-то кричит: «Счастливого пути!»
Наш рейс действительно не остается без внимания. Рыбаки тихо — может, боясь спугнуть улов, — поднимают вверх удочки. А экстремалы-байдарочники радуются встрече громко. Вместе с остальными пассажирами отвечаю им полной взаимностью — приветственно машу руками до тех пор, пока узкие легкие лодки не скрываются из вида.
Сюрприз для именинника
Июньский зной дает о себе знать. Спускаемся за прохладительными напитками в бар теплохода. Первый месяц здесь подрабатывает барменом 19‑летний Евгений Боранок из Витебска.
— Учусь в колледже на техника-механика, задумал провести летние каникулы с пользой. Мороженое, соки, минералка — самые востребованные позиции. Малышам, конечно, берут сладости. Когда я сам был маленьким, катался на этом же теплоходе, но экскурсию не запомнил. Сейчас работаю, заодно наверстываю упущенное, — смеется Евгений.
Восьмилетняя Каролина Петроченко на речном круизе впервые. Она всерьез занимается спортивной гимнастикой и, крепко держась за палубные перила, выполняет вертикальный шпагат стоя. На лайнере девочка вместе с мамой Ольгой и младшим братиком Вовой.
— Это наш первый речной круиз, — сияет улыбкой Каролина. — Мы были рядом на каруселях, услышав сигнал корабля, решили присоединиться. Здесь все очень круто!
…Над кормой «Северной столицы» гордо развевается белорусский флаг. Застаю здесь развеселых мальчишек, под присмотром взрослых вглядывающихся в кильватерный след корабля. Заводила компании Никита Кацович рапортует:
— А у меня сегодня день рождения, десять лет. Прогулка на теплоходе — лучший подарок от родителей.
В честь праздника позже, когда судно пришвартовалось, прошу капитана показать Никите рулевую рубку. Глаза школьника загораются:
— Ух ты, сфотографируете меня у руля?! Всем-всем знакомым покажу.
— Хотел бы стать капитаном? — спрашиваю.
— Не знаю, но после сегодняшнего точно об этом подумаю.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Прогулочный теплоход «Северная столица» курсирует по выходным с 12:00 до 19:00. Его экскурсионный маршрут по Западной Двине стартует от причала (нижняя набережная) у площади Победы, далее следует до парка имени Советской Армии в Мазурино и отбывает обратно тем же путем. Стоимость 50‑минутного речного круиза — 10 рублей для взрослого, 5 рублей — для ребенка от 5 до 10 лет, для малыша до 5 лет — бесплатно. Отбытие судна происходит по мере его наполнения. Бронировать места заранее не нужно. Купить билеты можно прямо при посадке как за наличные, так и через систему «Расчет».
НИКАКИХ СУЕВЕРИЙ
О том, что речники, как и морские волки, народ довольно суеверный, ходят легенды. Капитан Александр Одинцов спешит развеять предубеждения:
— Наша команда ко всяким приметам равнодушна. Важно верить в собственные силы, сверяться с картами речного дна и приборами. Исключение из правил — моя привычка говорить «крайний» вместо «последний» рейс, а еще никогда не загадывать и не называть до минуты точное время выхода на маршрут. Дорога, хоть и водная, все равно дорога.
У команды «Северной столицы» все же есть талисман. Это небольшая деревянная трость, несколько лет назад забытая кем-то на судне. Наконечник венчает голова дракона, уши которого давно затерли до блеска — на удачу.