Покупаем онлайн по новым правилам.
Мобильный телефон моя подруга приобрела в интернет-магазине. Курьер принес его в пакете, без коробки, инструкции и даже зарядного устройства, которое посоветовал купить на Лебяжьем, а инструкцию скачать в интернете. Все это должно было насторожить покупательницу, но... не насторожило. “Цена ведь тоже была не слишком высокой”, — объяснила она. Телефон на две сим-карты отработал три месяца. Незадачливая покупательница попыталась отнести его в ремонт, но там аппарат не взяли — сказали, что подобные “одноразовые” поделки ремонту не подлежат. Попробовала найти продавца, но оказалось, что торговля свернута, а на звонки никто не отвечает.
Подобные неудачные виртуальные покупки случаются, увы, нередко, хотя, если обращаться к профессионалам, например в сервисный центр apple в москве, то впросов не будет. При попытке предъявить претензии продавцу оказывается, что “иных уж нет, а те далече”.
Как отмечают в Обществе защиты потребителей, сервисный центр может или отремонтировать телефон, или выдать заключение, что техника ремонту не подлежит. И тогда продавец обязан с курьером или по почте отправить покупателю аналогичный телефон или вернуть деньги. Если владелец виртуального магазина неуловим для покупателя, последнему остается только отправиться в суд. Но и в этом случае поиски ИП могут занять немало времени. Между тем, как пишут на форуме такие вот неудачливые покупатели, “беда в том, что мы не готовы идти до конца, защищая свои права потребителя”. Проще махнуть рукой и купить новый телефон — нередко тоже в интернете. Владелец торговой точки в байнете тратит меньше средств на аренду складов, содержание штата персонала, нужны лишь курьеры и диспетчер. Спрос рождает предложение: если на 1 января 2010 года в Торговом реестре Беларуси было зарегистрировано 3300 интернет-магазинов, то на 1 января 2012-го — уже 3901. Это без значительного количества незарегистрированных виртуальных торговых точек.
Магазин виртуальный, деньги электронные
Последние корректировки правил работы интернет-магазинов направлены на защиту потребителя от некачественного товара и недобросовестного продавца. Постановление Совмина № 291 “О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 года № 31” вступило в силу в июле.
— Впервые на постсоветском пространстве вводятся требования об обязательном размещении на главной странице торгового сайта исчерпывающей информации о продавце, а также образца торгового чека и координат регулирующего органа, куда покупатель может обратиться за защитой своих прав, — сообщила заместитель министра торговли Ирина Наркевич.
Отныне на сайте интернет-магазина обязательно должны быть размещены образцы документов (квитанций и чеков), передаваемых покупателю при продаже товаров, а также порядок их оформления. Информация о продаже товара теперь будет храниться в течение двух лет со дня его реализации (витруальные магазины должны составить форму электронного журнала для обработки и хранения информации по расчетным операциям). Кроме того, продавцы онлайн-магазинов по закону должны предложить покупателю хотя бы один из способов дистанционной оплаты.
Защитить и потребителя, и продавца
Белорусские интернет-магазины спешно проходят регистрацию в Торговом реестре. Если на 5 июля нынешнего года было зарегистрировано 4002 виртуальные торговые точки, то на 18 июля — уже 4102. Согласно постановлению № 291, за отсутствие регистрации предусмотрена административная ответственность. Деятельность интернет-магазинов должна соответствовать законам “О защите прав потребителей” и “О рекламе”, нарушение которых влечет штраф от 20 до 50 базовых величин (одна базовая величина — 100 000 рублей). В Минторге отмечают, что по результатам мониторинга интернет-торговли, нарушение этих законов было выявлено почти в 80 процентах проверенных виртуальных торговых точек.
— Новые правила интернет-торговли — хорошая новость для покупателей, поскольку теперь снижается риск, что компания официально не зарегистрирована, — говорит постоянный онлайн-покупатель студент Александр Сипчук. — А то раньше часто бывали ситуации, когда покупателю некачественного товара просто не на кого было жаловаться.
Владельцы виртуальных торговых точек к постановлению Совмина отнеслись с пониманием. Как подчеркнули в интернет-магазине компьютерной и офисной техники “АнтаМедиа”, “не так важно, усложнит или упростит новое постановление нашу работу, важно, что работа любого торгового объекта должна соответствовать закону. Соблюдение этого условия позволяет защитить и продавца, и потребителя”.
В тему
Лучше останавливать выбор на крупных известных интернет-магазинах. Важно обратить внимание, размещены ли на сайте номера контактных телефонов.
Отзывы покупателей — не всегда мнение реальных клиентов. Зачастую отзывы пишут сами сотрудники интернет-магазинов. Поэтому не стоит слишком уж верить, если оценки только положительные.
Выбирая продавца, получите о нем достоверную информацию: юридический адрес, дата регистрации в Торговом реестре, адрес сервисного центра. Не забудьте попросить у продавца гарантийный талон и товарный чек. Наличие чека упростит ситуацию при расторжении договора купли-продажи.
И еще один совет покупателю — непосредственно от владельцев интернет-магазинов: обратите внимание на качество сайта. Красиво оформленный, удобный для пользователя сайт указывает и на уважение к покупателю, и на серьезное, профессиональное отношение к своему делу.