Какие изменения планируется внести в Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»?

Льготный тариф на электроэнергию, открытие новых магазинов крупными ретейлерами без согласования с МАРТ — какие изменения планируется внести в Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»?

Вдохнуть жизнь в глубинку — таков основной лейтмотив принятого в конце 2017-го Указа № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Для того чтобы остановить закрытие сельских магазинов, повысить качество жизни и стимулировать конкуренцию там, где торговые объекты, кафе и мастерские уже работают, бизнесу предложили ряд льгот и преференций. В полной мере ими начали пользоваться в 2018-м, когда определились со списками сельских территорий, на которые распространяются послабления, а начинающие предприниматели изучили новый документ, нашли нужный объект и оформили необходимые для работы бумаги. Как повлиял Указ № 345 на глубинку и как его планируют модернизировать, чтобы повысить деловую активность на периферии?

Благодаря принятому Указу № 345 в сельской местности и небольших населенных пунктах открылось немало новых магазинов, кафе, мастерских.

Было — стало

Более чем за четыре года, с 2018-го по март 2022-го, благодаря Указу № 345 на периферии открылся 761 торговый объект, 151 объект общепита и 349 объектов бытового обслуживания, — проанализировали в МАРТ. — Кроме того, в четырех областях (Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской) четыре организации торговли (ООО «Евроторг», СПК «Агрокомбинат Снов», УП «Толочинский Элеватор-Агро» и УЧТП «Яна»), доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах районов, где расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год превысила 20 процентов, открыли новые магазины в глубинке. Число согласованных маршрутов движения автолавок выросло на 254: до 2031 маршрута, — озвучивает данные заместитель начальника отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Наталья Черепович. — Сегодня действие Указа № 345 распространяется примерно на 90 процентов сельских населенных пунктов. Речь идет о более чем 21 тысяче деревень, отнесенных к территории сельской местности, и 65 малых городах, количество жителей в каждом из которых не превышает 2 и 10 тысяч человек соответственно. Распространяются нормы указа и на 671 территорию вне населенных пунктов. Больше всего территорий от общего количества населенных пунктов в Витебской и Гродненской областях отнесено к сельской местности: 99,8 и 99,2 процента соответственно. В рамках действия Указа № 345 больше всего открыто торговых объектов и объектов общественного питания в Витебской, Гродненской и Минской областях: в сумме они составляют 90,8 процента от общего количества открывшихся по указу торговых объектов и 74,8 процента от общего количества таких объектов общественного питания. 

Для дальнейшего стимулирования развития торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений с учетом поступивших в министерство предложений обл­исполкомов, Белкоопсоюза и иных организаций подготовлен проект указа, который предусматривает ряд новых льгот и преференций, а также мер, направленных на упрощение работы в глубинке. Документ вынесен на общественное обсуждение. Свои замечания и предложения можно оставить в специальной теме на Правовом форуме до 7 августа 2022 года. Какие основные новшества планируется внести?

Тариф — выгодный

Эту норму очень давно просит и ждет бизнес. Речь о том, чтобы для торговли и общепита на селе ввести отдельный тариф на электроэнергию — не ниже уровня, предусмотренного для тарифной группы «Производственные нужды сельхозпотребителей». 

— Сейчас для магазинов и кафе, вне зависимости от того, где они расположены, действует тариф, установленный для группы «Прочие потребители», в размере 0,33048 рубля за киловатт-час без НДС. При переходе предприятий из глубинки на новый тариф киловатт-час подешевеет на 39,9 процента, — подсчитали в министерстве. — Закрепление этой нормы необходимо для сохранения порядка формирования тарифа в случае изменения условий хозяйствования энергоснабжающих организаций. Данный шаг позволит снизить расходы организаций, расположенных в сельской местности, а также поспособствует дополнительной привлекательности такой деятельности на периферии. 

Выбор должен быть у всех покупателей, несмотря на место их проживания.

Было бы место и желание

Организациям хотят также предоставить право на собственность, пользование или владение находящегося на территории сельской местности недвижимого имущества для осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению без получения согласия антимонопольного органа. 

Устарела еще одна норма. Так, организациям хотят предоставить право отчуждать объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или частной собственности, в том числе без наличия документов, удостоверяющих госрегистрацию их создания, возникновения прав на такие объекты и (или) земельные участки.

Сейчас одним из факторов, затрудняющих оперативное открытие торговых объектов в сельской местности, является отсутствие правоудостоверяющих документов на отчуждаемое недвижимое имущество и невозможность их восстановления в связи с тяжелым финансовым положением собственников. При этом основные вопросы использования имущества, находящегося в госсобственности, урегулированы Указом № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Вместе с тем вопросы отчуждения имущества, на которое отсутствуют правоудостоверяющие документы, законодательно не урегулированы. Действующая редакция Указа № 345 частично решает обозначенную проблему, но содержит указание исключительно на отчуждение имущества, находящееся в госсобственности, — подчеркивает Наталья Черепович. 

Один из приоритетов развития торговой отрасли — наращивание присутствия в сельской местности.

Вместе с тем в глубинке расположены неиспользуемые объекты частной собственности, в которых еще можно работать. Но они не подпадают под действие Указа № 345. Например, объекты райпо, сельскохозяйственных и других организаций. Потенциальные покупатели не готовы идти на риск и заключать без правоудостоверяющих документов сделки, которые заведомо являются ничтожными. В свою очередь, собственники таких объектов отказываются при отсутствии установленных на законодательном уровне нормативных предписаний уменьшать стоимость объекта на сумму внесенной покупателем платы за оформление документов. 

— Кроме того, действующая редакция Указа № 345 не содержит указания срока, в течение которого должна осуществляться розничная торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг населению, и это означает, что на приобретенных объектах должна осуществляться только такая деятельность и объекты в дальнейшем не могут сменить назначение. А в случае продажи объекта придется постоянно следить за использованием его по назначению. В связи с этим в проект указа включены нормы по отчуждению объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или частной собственности юридических лиц и ИП, без наличия документов, удостоверяющих госрегистрацию их создания, возникновения прав на такие объекты и (или) земельные участки, для осуществления в таких объектах розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению. Также в проект включена норма с указанием срока, в течение которого должна вестись розничная торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг населению на приобретенных объектах: минимум три года со дня заключения договора купли-продажи, — обращает внимание Наталья Черепович. 

Кроме того, нормы по отчуждению объектов недвижимого имущества дополнены пунктами о предоставлении рассрочки для облегчения финансовой нагрузки на покупателя с учетом единообразного подхода в соответствии с нормами Декрета № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». 

Скоро неиспользуемые объекты недвижимости частной формы собственности тоже можно будет отчуждать под открытие нового бизнеса.

Ожидается, что изменения должны быть приняты до конца 2022 года. При этом в министерстве поясняют, что Указ № 345 является бессрочным. С января 2023 года утратит силу только один его структурный элемент — подпункт 1.1 пункта 1. В нем содержатся льготы в части начисления НДС, прибыли от реализации товаров, работ и услуг, налогов на недвижимость, земельного налога, арендной платы за объекты госне­движимости. 

В МАРТ уверены:

— Меры, предусмотренные в проекте документа, будут способствовать стимулированию деловой активности, развитию торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности, повышению уровня обслуживания населения, проживающего на периферии. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter