Участник конкурса «Врач года» Игорь Лазарчик лечит детей со сложными диагнозами, а еще пишет очерки и стихи

Кадры высоких достижений

Сегодня вечером во Дворце Республики наградят победителей республиканского конкурса «Врач года — 2023»

Профессионального опыта у заместителя главного врача по медчасти Минской областной детской клинической больницы Игоря Лазарчика, участника конкурса «Врач года», больше 35 лет. С особым трепетом он вспоминает первые шаги в медицине, которые делал на станции скорой помощи Минска, еще будучи студентом. По распределению работал в небольшом городке Миоры Витебской области, где некоторое время был единственным участковым педиатром. «Міёрскі світанак» — так доктор назвал очерк о становлении в профессии и первых пациентах.

Игорь Лазарчик.

В семье у Игоря Лазарчика врачей не было. Мама — ученый‑аграрий, кандидат сельскохозяйственных наук, папа работал в системе управления сельским хозяйством и продовольствием. Задуматься о медицине побудил дед. Он вернулся с фронта без правой ноги: ее ампутировали из‑за ранения, полученного в битве под Кенигсбергом.

— Я много расспрашивал деда о той битве, — рассказывает Игорь Лазарчик. — Он нехотя вспоминал, что после ранения оказывал себе помощь сам, потом его прооперировали в простой фронтовой палатке и отвезли в госпиталь. Эта история запала мне в душу. Слушая и вникая, я понял, что врачи очень нужны людям. Так решил поступать в Минский государственный мединститут.

И сделал правильный выбор — в этом сейчас абсолютно уверен. С практическим здравоохранением столкнулся на четвертом курсе педиатрического факультета. Чтобы познакомиться с профессией изнутри, устроился фельдшером выездной бригады скорой.

— Главное, что уяснил: к любой встрече с пациентом себя надо готовить. Выяснив причину вызова, сразу прорабатываешь в голове план действий.
Несмотря на столичные корни, Игорь Лазарчик мечтал распределиться в глубинку. Именно в ЦРБ, считал он, можно получить хорошую школу, научиться многим манипуляциям, потому что рабочих рук там не так много, как в большом городе.
— О Миорах до распределения знать не знал, — улыбается Игорь Лазарчик. — Когда устраивался, предупредили, что придется поработать и в родильном отделении. В курсе общей педиатрии мы проходили только азы неонатологии, поэтому, помимо чемоданов с личными вещами, привез с собой две стопки книг, перевязанных шпагатом. Тогда интернета не было.

В очерке, посвященном Миорской ЦРБ, доктор рассказывает и о том, как впервые в августе 1989‑го проводил сердечно‑легочную реанимацию новорожденному. Малыш выжил.


Сложнее всего педиатру общаться с родителями ребенка, который в тяжелом состоянии. Но часто удается преодолеть даже самые непростые болезни. Игорь Лазарчик вспоминает случай, когда спасли девочку с системной красной волчанкой:

— Спустя годы случайно встретил ее с маленьким сыном. Заболевание ушло в ремиссию. Многие пациенты и их родители после лечения поддерживают с нами связь, обращаются за советом. Вот и недавно звонок: «А у Вики все хорошо, родила ребенка, болезнь в ремиссии».

Благодаря развитию технологий, грамотной организации помощи и четырехуровневой системе врачи справляются с непростыми диагнозами, обращает внимание собеседник:
— Если 10 — 15 лет назад даже не могли мечтать, что будем лечить детей с остеопорозом, то сейчас все иначе. В нашей больнице создан республиканский детский центр с дорогим оборудованием, мы применяем технологии мирового уровня.
Игорь Лазарчик приводит еще пример. Когда он начинал работать, в арсенале был лишь небольшой наркозно‑дыхательный аппарат и аппарат ИВЛ. А теперь есть несколько видов этого оборудования: для новорожденных, для детей раннего возраста, для транспортного проведения ИВЛ... На старте карьеры приходилось мечтать и о КТ, МРТ, эндоскопии, УЗИ. Сейчас все доступно.

Кстати, в свободное время доктор занимается творчеством. В произведениях рассказывает о сельской жизни. В детстве он много времени проводил в деревнях Кореличского и Дятловского районов — на малой родине родителей. Опираясь на воспоминания той поры, Игорь Лазарчик и пишет свои очерки. К примеру, «Хутар Ёлаўка, ён быў, i ён жыве», опубликованный в районной газете Кореличского района, или «Фарбы на снезе» — детские воспоминания о бабушке. Остатки краски для нитей зимой бабуля выливала на снег, а лучшие художники — вьюга и мороз — рисовали незабываемые узоры.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter