Республиканский педсовет: чего ждет Лукашенко от педагогической общественности страны

Качественное образование — сильное государство!

За неделю до начала нового учебного года Глава государства провел Республиканский педагогический совет. Мероприятие в общем‑то традиционное, но отнюдь не проходное. Разговор с педагогами и чиновниками от образования (а по сути, со всем обществом) получился острым и предельно откровенным. Этого требует сама жизнь и та ситуация, которая складывается вокруг нашей страны, небывалое политическое и экономическое давление извне. Президент постоянно подчеркивает: чтобы удержать страну в этом геополитическом шторме, сохранить независимость, нужно быть сильными, конкурентоспособными и эффективными. Во всем. В том числе и прежде всего в сфере образования. Александр Лукашенко исходит из очевидной и понятной формулы:

— Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Образование — фундаментальная сфера нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет, если хотите, развитие всей нации. И люди, работающие в этой сфере, должны быть безупречны. Вы — и воспитатели, и учителя, и преподаватели — закладываете ценностные ориентиры. И в этом ваша высочайшая ответственность!

Во время Республиканского педагогического совета, 27 августа 2024 года.



Вот почему Президент акцентирует внимание на важности открытого обсуждения проблем и перспектив отечественной системы образования. Да, сделали немало и сегодня нам есть чем гордиться. И медали привозим с международных олимпиад, и высокотехнологичные производства строим, и иностранцев к нам все больше приезжает на учебу. Или вот такая цифра: в этом году по сравнению с прошлым количество обращений граждан в Администрацию Президента по вопросам образования сократилось на 43 процента. Значит, движемся в правильном направлении. Но не в характере белорусского лидера почивать на лаврах и выпячивать достижения. Всегда нужно стремиться к лучшему, ставить более высокую планку, потому что без этого не может быть развития в принципе.

С новыми глобальными вызовами и рисками достойно может справиться только сильная, умная, конкурентоспособная по всем позициям нация. Поэтому процесс совершенствования качества образования, его повышения должен быть постоянным и непрерывным. Александр Лукашенко подчеркивает:
— Сверхидея, достижению которой подчинены все решения, — развитие прорывных технологий, открытие новых отраслей. Для этого нам нужны квалифицированные кадры, способные креативно мыслить, решать нестандартные задачи, перенимать передовой опыт и внедрять его в реальное производство и социальную сферу.
При этом Президент предостерегает чиновников от всяких «революций», экспериментов и реформ в образовании. Их за годы независимости было уже столько, что хватит на поколения вперед. Механизм в целом сформирован, он работает, нужна лишь его донастройка в соответствии с потребностями времени. Этим и займутся в ближайшее время. Тем более что Александр Лукашенко на педсовете четко обозначил ключевые направления такой дошлифовки.

Прежде всего повышение престижа профессии учителя, его раскрепощение. «Учитель — это человек Президента. Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе», — убежден Александр Лукашенко. И речь не только о достойном заработке, но и оптимизации нагрузки для учителей, снятии всяких бюрократических барьеров. Фундаментом же образования должен быть патриотизм, формирование у молодежи правильного восприятия мира, понимания всех процессов, происходящих в обществе и государстве.

Кроме того, Глава государства поручил усилить работу со способными детьми в школах и вузах.  
Таланты должны оставаться в Беларуси и приносить пользу своей стране. Стимулом к этому станет создание в следующей пятилетке образовательного хаба мирового образца, не хуже Гарварда.
Особое внимание будет сконцентрировано в направлении развития специальностей, которые находятся на стыке нескольких дисциплин. Например, телемедицина, агрокибернетика, биохакинг.

Александр Лукашенко ориентирует на подготовку в стране специалистов, у которых будут необходимые навыки для успешного продвижения белорусской продукции на внешних рынках, которые умеют «толкаться локтями» на жестких внешних рынках.

Направления работы заданы, требования и пожелания Президента услышаны. Хороший учитель наверняка возьмет каждый пункт на карандаш. Мелочей в образовании быть не может, ведь от того, кто завтра примет эстафету у нынешнего поколения, зависит и будущее государства.

Что значит быть педагогом сегодня?

Говорят участники Республиканского педсовета

Алексей БЕЛЯЕВ, декан факультета журналистики БГУ:

— Педагог сегодня — это человек, который должен понимать ответственность за тех, кого воспитывает и растит. Самое главное, что делает педагог, — воспитывает, формирует личность. И если брак в работе других специалистов виден сразу, то ошибки педагогов видны через определенное время, иногда годы. Но тот вред, который можно нанести, будет многократно больше, чем если, скажем, токарь сломает одну или две детали. Педагогика — это призвание, сюда идут не за деньгами. Сюда идут, чтобы самореализоваться и попытаться передать частицу творческого состояния и своей души ученикам.

Марина МИХАЙЛОВСКАЯ, учитель химии и биологии средней школы № 9 имени И. М. Сухомлина города Слонима:

— Не важно, молодой ты специалист или педагог со стажем. Важно то, как ты себя поставишь перед классом. Молодежь всегда рада, когда приходят учителя, которые могут говорить с учениками на одном языке. Тогда и беседа получается искренней, а не чрезмерно назидательной. Республиканский педсовет с участием Президента нам, молодым учителям, помогает разложить по полочкам некоторые вопросы и наметить правильные цели.

Ангелина Игнатенко, воспитатель детского сада № 28 города Могилева:

— Мировоззрение и фундаментальные ценности закладываются с самого раннего детства. Малыши крайне нуждаются в присмотре, но это не главное. Главное, что именно в этом возрасте нам предстоит объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо. И с этими представлениями они пойдут дальше по жизни и будут ими руководствоваться всегда. Поэтому педагог должен быть в первую очередь ответственным и честным, а еще обладать правильными идеалами.

Алексей БИРЮКОВ, начальник отдела реализации программ довузовского образования и профориентации Института повышения квалификации и переподготовки МГУ им. Кулешова:

— Верно было подмечено на педсовете, что все мы — учителя, педагоги, преподаватели — государственники. Ощущаем на себе эту ответственность и работаем в этом направлении. Знаем, для чего пришли в аудиторию, понимаем ответственность, которая лежит на нас. Ведь мы выпускаем готовых специалистов в экономику страны. И важны не только знания, умения, компетенции, но и гражданская позиция молодого человека.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter