Чем отличалась техника прошлого века? Ремонтопригодностью. Особенно хорошо этим свойством обладали советские конструкции. Пылесос, холодильник, даже автомобиль можно было разобрать буквально до уровня винтов и болтов. Увы, такие инженерные технологии в современном мире не то чтобы забыты, а сознательно не используются. Большинство сложнотехнических изделий фактически состоят из нескольких блоков. И точка. Сломался прибор — меняй чуть ли не половину деталей в одной «упаковке». Купить новое нередко оказывается выгоднее, чем восстанавливать старое. Таковы уж законы экономики потребления, которая пришла и к нам с импортными товарами и иностранной же идеологией производства — стимулировать к покупке. Но насколько это экономически и экологически эффективно? Не пора ли, по крайней мере на национальном уровне, пересмотреть эти подходы?
А где, собственно говоря, высокие технологии, которыми так гордится Запад? Слышу про разные ноу-хау, материалы, технологические изыски уже не первое десятилетие. А надежность техники только снижается. Когда-то в 1990‑х мне казалось, что мир стоит на пороге вечных вещей. Современные материалы и технологии напыления способны сделать бессрочными режущий инструмент, трущиеся детали автомобилей и еще массу изделий. А на деле?! В реальности потребительские товары становятся все более одноразовыми. В былые времена техника могла честно и верно служить несколько десятков лет. А если вышла из строя, то ее можно было починить. Скажем, катушку в электродвигателе перемотать — и к прибору возвращаются его функциональные качества.
Причем надежностью и ремонтопригодностью в прошлом веке отличалась и наша, и импортная техника. На дорогах еще можно встретить иномарки выпуска 1980‑х годов, как и родные «Жигули» с «Москвичами». При достойном отношении техника тех лет являлась почти бессрочной. Почему же развитие технологий убило долговечность?
А дело-то не в деградации инженерной мысли, а в доминировании экономики потребления. А она предполагает развитие исключительно через увеличение емкости рынка и объема продаж. Производить вечные вещи оказалось никому не выгодно. Во-первых, надежность отдаляла так называемую повторную покупку. Во-вторых, многие компании в последние десятилетия приняли стратегию, когда они зарабатывают больше не на продаже своей продукции, а на ее обслуживании и сервисе. Поэтому в тех же автомобилях иной раз причина поломки кроется в неисправности крохотной запчасти. Но производитель предписывает менять сразу целый блок стоимостью нередко в несколько тысяч долларов. Сломался датчик давления выхлопных газов, например. Нельзя его заменить и радостно ехать дальше. Необходимо всю электронику контроля выхлопной системы менять: со всеми датчиками, контроллерами. В чем логика? Естественно, в деньгах. Наверное, каждый владелец автомобиля сталкивался с такой проблемой. Конечно, существуют народные умельцы, которые могут, игнорируя рекомендации производителя, решить проблему. Но в том-то и штука, что в борьбе с самоуправством конструкции специально делают неразборными: заклепанными, запаянными. Плюс — цифровизация. Иной раз посещает шальная мысль: современная техника насыщена микрочипами, чтобы улучшить их потребительские качества или чтобы привязать потребителя к сервису производителя?
Дело в том, что на рубеже веков изменились экономические целеполагания. В поствоенные годы во многих странах ключевой целью являлось повышение благосостояния граждан. И уровень жизни, кроме всего прочего, измеряли уровнем проникновения различной техники в домохозяйства. Статистикой отмечалось, сколько семей в СССР и на Западе владеют холодильниками, телевизорами, пылесосами, автомобилями… Причем приходилось создавать комфорт в условиях дефицита и ресурсов, и рабочей силы. Все-таки в разной степени, но Вторая мировая опустошительным смерчем прокатилась прежде всего по Европейскому континенту. Когда многого не хватало, вопрос спроса как таковой не стоял. Продавалось все. Другое дело, что в Союзе сдерживающим фактором был дефицит, а в Европе — наличие средств у потребителей для приобретения товаров долговременного пользования. И, естественно, выкладывая свои накопления за бытовую технику или автомобиль, люди хотели получить надежную и долгоиграющую вещь. И по этому критерию производители конкурировали друг с другом.
А потом наступил кризис перепроизводства, которым традиционно страдает капиталистическая экономика. И, пожалуй, она так и не смогла справиться с этой болезнью. Только ее закамуфлировали стимулированием потребительского спроса. В том числе и через снижение срока эксплуатации бытовых приборов и механизмов. Изменение рыночной концепции породило гонку за дешевизной. И началась эпоха ресурсосбережения: экономии на материалах, где это возможно. В результате те же кузова автомобилей уже напоминают толстую фольгу или тонкую жесть. И срок эксплуатации такой же: 5 — 7 лет, и прогнивают насквозь.
Не пора ли на национальном уровне, а еще лучше — Союзного государства или ЕАЭС, пересмотреть некоторые подходы. И в стандарты производства и допуска продукции на наши рынки заложить ориентированность не только на безопасность продукции, но и ее долговечность, а также ремонтопригодность. Возможно, стоит предусмотреть и требование к потенциальной модернизации. Зачем менять, например, целиком стиральную машину, когда для ее апгрейда будет достаточно заменить несколько блоков?! В конечном итоге механический процесс остается неизменным: барабан крутится, белье стирается…
Эпоха «одноразовой экономики» подходит к концу. Хотя бы по той причине, что мир вошел в период дефицита ресурсов. Плюс обостряются экологические проблемы. И долговечные ремонтопригодные вещи — решение, как мне видится, сразу целого спектра проблем современности. Конечно, для этого придется поломать привычное мировоззрение, перестраивать и инженерные подходы, и бизнес-процессы, и маркетинговые стратегии, которые уже добрых лет 30 затачивались под экономику потребления. Но рано или поздно это придется делать. Почему бы не стать первыми?