Источник: Знамя юности
Знамя юности

Говорящие роботы и формула крови из шаров. Чем удивляли участники суперфинала конкурса «Учитель года – 2023»

К доске пойдет… учитель

Коллажи и интеллектуальные карты, роботы, объясняющие материал, и разноцветные шарики из сухого бассейна, которые призваны наглядно показать, как выглядит формула крови… Эти и многие другие педагогические ноу-хау продемонстрировали на открытых уроках участники суперфинала заключительного этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь – 2023», который прошел накануне профессионального праздника в Минске.

В суперфинале – семь барышень и один джентльмен

Представьте ситуацию…

На сцену Национального центра художественного творчества детей и молодежи посчастливилось подняться восьми участникам из 56, которые набрали максимальное количество баллов по итогами финальной недели. Организаторы предусмотрели для них три испытания: 20-минутный открытый урок, публичное выступление на тему «Воспитать человека…» и разбор сложных педагогических ситуаций – по две на каждого.

В этом году есть новшества, поделилась ответственный секретарь жюри, начальник управления учебно-методической работы Академии последипломного образования Алла Семенович:

– В программу финала было впервые включено проектирование урока: два часа конкурсанты работали в аудитории наедине с учебником, календарно-тематическим планированием и учебной программой. Опыт получился интересным: испытание открыло участников с новой стороны. Еще конкурсантам стали начислять баллы за публичное выступление. Раньше это испытание оставалось за рамками конкурса и поэтому не оценивалось. А в суперфинале мы заменили тради­ционную пресс-конференцию разбором педагогических ситуаций, чтобы посмотреть, как поведет себя учитель в сложных, конфликтных условиях.


Учитель изобразительного искусства Довской средней школы Рогачевского района Сергей Шаминский (между прочим, единственный джентльмен в суперфинале), вопреки приметам, выбрал ситуацию № 13. Ему полагалось представить, что в учительские записи на доске закралась ошибка, один из учеников заметил ее – и все стали смеяться. Что делать в этом случае?

– Ситуация непростая, но выход есть, – моментально среагировал Сергей Михайлович. – Я бы предложил классу вместе отыскать ошибку, а потом похвалил ребят: «Молодцы, вы обнаружили мою ловушку, потренировали память и внимательность. А теперь продолжим урок».


Любовь и роботы

А как быть, если детсадовец не хочет убирать игрушки вместе с одногруппниками, потому что дома за него это делает мама?


– Перевести все в игровую форму, – поделилась профессиональным лайфхаком воспитатель детского сада № 40 Мозыря Любовь Полын– Например, предложить убрать вещи на скорость или сделать вид, будто игрушки благодарят малыша за то, что он поставил их на место.

Любовь работает в детском саду восемь лет. По образованию она учитель белорусского языка и литературы, но после полутора лет в школе поняла, что малыши ей ближ­е, и прошла профессиональную переподготовку. Группа, которую она сейчас ведет, непростая, интегрированная. У молодого воспитателя получилось главное – сделать так, чтобы ребята, с особенностями и без, не просто находились рядом, а действительно дружили и взаимодействовали:

– Дети по своей сути великодушны и не придают большого значения чужим особенностям. В моей группе все хорошо общаются и дружат. Более бойкие часто помогают «растеряшкам» достать с полки нужную игрушку или застегнуть куртку.

Кроме того, Любовь Полын ведет кружок по робототехнике:

– Про меня даже шутят, мол, есть «Любовь и голуби», а есть «Любовь и роботы». Шесть железных помощников привезла с собой на конкурс из Мозыря. Чтобы провести открытый урок в суперфинале, записала видео, где они объясняют материал и дают задания, – это хороший способ привлечь внимание к теме занятия. Монтировала и озвучивала всю ночь перед суперфиналом, поспать удалось всего полтора часа.

Instagram для педагога

Интересную форму урока выбрала и учитель английского гимназии № 2 Пинска Ольга Щербакова. Она провела занятие в виде игры «Слабое звено». Например, в одном из туров предложила ученикам найт­и белорусскую пару британским до­стопримечательностям: Тауэр – Брестская крепость, Шервудский лес – Беловежская пуща.


– Ольга не только замечательный творческий преподаватель, но и, простите за тавтологию, классный клас­сный, – рассказала заместитель директора гимназии № 2 Пинска Светлана Мацукевич, которая приехала поболеть за своих. – Она первая, к кому приходят с вопросами и проблемами ее девятиклассники. При этом Ольге прекрасно удается соблюдать баланс – быть для детей другом, но в то же время сохранять авторитет.

Кстати, слово «своих» употреблено неслучайно: в суперфинал вышло два преподавателя из одной гимназии – это уникальный случай для конкурса. Второй стала преподаватель биологии Татьяна Пархомчук. Татьяна Викторовна из тех, кто успевает все и даже больше: она учитель-методист, классный руководитель в 8 «Г», преподаватель городских курсов по подготовке к олимпиадам. А еще она на пару с коллегой Еленой Шумак ведут учительский instagram-канал «Отважная педагогика», где делятся профессиональными фишками и идеями уроков. Все по законам SMM: учительницы снимают рилсы и заказывают профессиональные фотосессии, позируя со скелетом из кабинета биологии.

Кто же победит в конкурсе? Его имя назовут сегодня вечером со сцены Дворца Республики. Главным подарком станет автомобиль Geely, который уже ждет своего хозяина.

У доски – самая молодая участница конкурса, 28-летняя учитель русского языка и литературы средней школы № 4 Минска Александра Сакулевич

СКАЗАНО

Александр Кадлубай, заместитель министра образования:


– Конкурс «Учитель года Республики Беларусь» – добрая традиция, и могу отметить, что с каждый годом уровень подготовки участников только растет. Все они, вне зависимости от места, становятся участниками клуба «Хрустальный журавль». Это отличная возможность для лучших педагогов масштабировать свой опыт на всю страну. И это очень важно, потому что сегодня более 5000 молодых специалистов, которые приходят в учреждения образования, нуждаются в такой поддержке высококлассных профессиона­лов.




     

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter