Коллажи и интеллектуальные карты, роботы, объясняющие материал, и разноцветные шарики из сухого бассейна, которые призваны наглядно показать, как выглядит формула крови… Эти и многие другие педагогические ноу-хау продемонстрировали на открытых уроках участники суперфинала заключительного этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь – 2023», который прошел накануне профессионального праздника в Минске.
![](/upload/iblock/180/f62vc7rewtxv364ufn0k59lk4xexd3h4.jpg)
Представьте ситуацию…
На сцену Национального центра художественного творчества детей и молодежи посчастливилось подняться восьми участникам из 56, которые набрали максимальное количество баллов по итогами финальной недели. Организаторы предусмотрели для них три испытания: 20-минутный открытый урок, публичное выступление на тему «Воспитать человека…» и разбор сложных педагогических ситуаций – по две на каждого.В этом году есть новшества, поделилась ответственный секретарь жюри, начальник управления учебно-методической работы Академии последипломного образования Алла Семенович:
– В программу финала было впервые включено проектирование урока: два часа конкурсанты работали в аудитории наедине с учебником, календарно-тематическим планированием и учебной программой. Опыт получился интересным: испытание открыло участников с новой стороны. Еще конкурсантам стали начислять баллы за публичное выступление. Раньше это испытание оставалось за рамками конкурса и поэтому не оценивалось. А в суперфинале мы заменили традиционную пресс-конференцию разбором педагогических ситуаций, чтобы посмотреть, как поведет себя учитель в сложных, конфликтных условиях.
![](/upload/iblock/5a3/wy8i5zy48lgj8oc1568gto31h7zaloq1.jpg)
Учитель изобразительного искусства Довской средней школы Рогачевского района Сергей Шаминский (между прочим, единственный джентльмен в суперфинале), вопреки приметам, выбрал ситуацию № 13. Ему полагалось представить, что в учительские записи на доске закралась ошибка, один из учеников заметил ее – и все стали смеяться. Что делать в этом случае?
– Ситуация непростая, но выход есть, – моментально среагировал Сергей Михайлович. – Я бы предложил классу вместе отыскать ошибку, а потом похвалил ребят: «Молодцы, вы обнаружили мою ловушку, потренировали память и внимательность. А теперь продолжим урок».
![](/upload/iblock/613/yl6wyj2ghjvoko4kra6ty9n73epg02sf.jpg)
Любовь и роботы
А как быть, если детсадовец не хочет убирать игрушки вместе с одногруппниками, потому что дома за него это делает мама?![](/upload/iblock/1ec/4wrx5hmx1v24tdfpgvvv2h4afd806egj.jpg)
– Перевести все в игровую форму, – поделилась профессиональным лайфхаком воспитатель детского сада № 40 Мозыря Любовь Полын. – Например, предложить убрать вещи на скорость или сделать вид, будто игрушки благодарят малыша за то, что он поставил их на место.
Любовь работает в детском саду восемь лет. По образованию она учитель белорусского языка и литературы, но после полутора лет в школе поняла, что малыши ей ближе, и прошла профессиональную переподготовку. Группа, которую она сейчас ведет, непростая, интегрированная. У молодого воспитателя получилось главное – сделать так, чтобы ребята, с особенностями и без, не просто находились рядом, а действительно дружили и взаимодействовали:
– Дети по своей сути великодушны и не придают большого значения чужим особенностям. В моей группе все хорошо общаются и дружат. Более бойкие часто помогают «растеряшкам» достать с полки нужную игрушку или застегнуть куртку.
Кроме того, Любовь Полын ведет кружок по робототехнике:
– Про меня даже шутят, мол, есть «Любовь и голуби», а есть «Любовь и роботы». Шесть железных помощников привезла с собой на конкурс из Мозыря. Чтобы провести открытый урок в суперфинале, записала видео, где они объясняют материал и дают задания, – это хороший способ привлечь внимание к теме занятия. Монтировала и озвучивала всю ночь перед суперфиналом, поспать удалось всего полтора часа.
Instagram для педагога
Интересную форму урока выбрала и учитель английского гимназии № 2 Пинска Ольга Щербакова. Она провела занятие в виде игры «Слабое звено». Например, в одном из туров предложила ученикам найти белорусскую пару британским достопримечательностям: Тауэр – Брестская крепость, Шервудский лес – Беловежская пуща.
![](/upload/iblock/bf6/ld76b6bt9jm3o7abit45nbawosuwbcgz.jpg)
Кстати, слово «своих» употреблено неслучайно: в суперфинал вышло два преподавателя из одной гимназии – это уникальный случай для конкурса. Второй стала преподаватель биологии Татьяна Пархомчук. Татьяна Викторовна из тех, кто успевает все и даже больше: она учитель-методист, классный руководитель в 8 «Г», преподаватель городских курсов по подготовке к олимпиадам. А еще она на пару с коллегой Еленой Шумак ведут учительский instagram-канал «Отважная педагогика», где делятся профессиональными фишками и идеями уроков. Все по законам SMM: учительницы снимают рилсы и заказывают профессиональные фотосессии, позируя со скелетом из кабинета биологии.
Кто же победит в конкурсе? Его имя назовут сегодня вечером со сцены Дворца Республики. Главным подарком станет автомобиль Geely, который уже ждет своего хозяина.
![](/upload/iblock/874/5ph9szv8na6dcq0hfm57y7u0yjcrvtll.jpg)
СКАЗАНО
Александр Кадлубай, заместитель министра образования:
![](/upload/iblock/876/raje1vxi6v5qrc9wtzl4qe1t1bzktdqv.jpg)
– Конкурс «Учитель года Республики Беларусь» – добрая традиция, и могу отметить, что с каждый годом уровень подготовки участников только растет. Все они, вне зависимости от места, становятся участниками клуба «Хрустальный журавль». Это отличная возможность для лучших педагогов масштабировать свой опыт на всю страну. И это очень важно, потому что сегодня более 5000 молодых специалистов, которые приходят в учреждения образования, нуждаются в такой поддержке высококлассных профессионалов.
![](/upload/iblock/3a8/pf6xqn3wwausl14f22rmwo8ybu45plwi.jpg)
![](/upload/iblock/96c/ga8ovlb5cs8anrjefbrcq83su0tj6tep.jpg)
![]() |
![]() |
![]() |