Как сделать так, чтобы выпускников педклассов видели их будущие работодатели — директора школ

Из класса – в карьеру

Предоставить молодому выпускнику не только первое рабочее место, но и сделать его максимально комфортным? На это направлен новый проект, реализованный школой № 86 Партизанского района столицы. Как фестиваль открытых уроков педагогических классов познакомил будущих педагогов и их потенциальных работодателей, узнала корреспондент «Р».

Познакомиться заранее

Дарья Изоскина у интерактивной доски. Идет урок белорусской литературы. Ребята изучают творчество Богдановича. От настоящего урока отличает лишь тот факт, что доска и парты с сидящими за ними учениками — на сцене актового зала. А в зале — зрители. Взрослые — педагоги школы, а также руководители других учреждений образования — с интересом смотрят за происходящим. 

На протяжении четырех дней ребята давали уроки в младшей и средней школе. Это были такие предметы, как география, трудовое обучение, математика и другие. Ребята настолько зарекомендовали себя, что некоторых из них, например 11-классницу Марию Дубовик, почти все директора готовы были сразу взять в штат. 

Главная цель фестиваля, рассказал директор СШ № 86 Минска Алексей Сребняк, — создать условия, чтобы ребята закреплялись:

— Выпускники педклассов, а в школе их сегодня два, поступают в педвузы без экзаменов, по направлению. Есть собеседование и портфолио, которое характеризует работу выпускника за два последних года учебы. Сюда входят материалы по урокам, внешкольной работе. 

Идея фестиваля, оказывается, зародилась у начальника управления по образованию администрации Партизанского района Вероники Рудой

— Мы задумались, как сделать так, чтобы выпускников педклассов, будущих педагогов, уже на этом этапе видели их потенциальные работодатели — директора школ. Так и пришли к организации мероприятия. Чтобы, поступая в университет, ребята знали, что практику они будут проходить в определенной школе. Затем, оканчивая вуз, попадали сюда же, в уже знакомый коллектив. 

Ситуация меняется

Специалисты понимают: стопроцентного поступления из педклассов в педагогические вузы не будет. Как и не все специалисты после практики останутся на своих местах. Но делают для этого все возможное. И ситуация меняется, убеждена Вероника Рудая: 

— Большая проблема в закреп­ляемости молодых специалистов сегодня — это отсутствие жилья. Поэтому мы благодаря администрации района и КУП «Минские городские общежития» стараемся удовлетворять такие заявки. В 2020-м, например, все нуждающиеся специалисты получили жилье. В прошлом году из 14 человек восемь обеспечены жильем. Думаю, и остальные получат места в общежитии. Нам содействуют промышленные предприятия, которыми богат Партизанский район. 

В целом ситуация по закрепляемости, говорит моя собеседница, неплохая. После отработки практики здесь остаются 60 процентов молодежи. Этому в том числе поспособствовало внесение в коллективный договор надбавки для молодых специалистов, которые остаются на рабочем месте после распределения. Поощряется классное руководство. Кроме того, учреждения образования имеют и другие финансовые рычаги поощрения учителей. Например, за победы в олимпиадах. 

— Все во многом зависит от молодого специалиста, — говорит Вероника Рудая. — Если он хочет себя показать, администрация школы будет его поддерживать. К слову, школа № 86 была первой в стране, где открылись педклассы. И сегодня здесь работают уже ее выпускники — Ольга Юшко и Надежда Суша. 

В целом ситуация по закрепляемости педкадров в Партизанском районе Минска неплохая: после отработки практики здесь остаются 60 процентов молодежи. 

Не только учитель

Заместитель главы администрации Партизанского района Минска Людмила Филиппович говорит, что сегодня педклассы нужно рассматривать шире, чем подготовку будущих учителей. Мальчиков, к примеру, в будущем можно рекомендовать в Белорусский государственный университет физической культуры — они тоже будут работать с детьми, но в качестве тренеров. Но это тоже педагогика. Сегодня специалист, который стремится получить категорию, при хорошей нагрузке и классном руководстве может зарабатывать от полутора тысяч рублей и выше. К этому нужно просто стремиться. 

Директор школы № 182 Минска Владислав Крайнов не только дал высокую оценку мероприятию, но и уже присмотрел себе, возможно, будущих сотрудников: 

— Мне понравились все ребята, но особенно я для себя выделил выпускников, которые представили нам уроки начальной школы, информатику и, конечно, географию, поскольку я сам учитель географии. Кстати, меня вдохновило, что будущий учитель начальных классов — юноша. Все же мужское начало должно присутствовать, особенно в начальной школе. Ротация кадров есть в любом учреждении образования, поэтому в будущем мы охотно возьмем в штат ярких и увлеченных профессией ребят. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter