Виленский университет - первый вуз в истории Литвы и Беларуси

Источник знаний

Чтобы перечислить одни только фамилии наших земляков, окончивших Виленский университет, не хватит газетной полосы. Этот вуз существует с XVI века. С тех пор преподаватели съезжаются сюда со всей Европы, а студенты — из Беларуси, Литвы, других государств.




Большой двор университета с башней обсерватории в конце XVIII столетия и сейчас

Начиналось все в 1570 году, когда в Вильну прибыли иезуиты и основали здесь свой коллегиум. Позже такие же были открыты в Полоцке, Минске, Несвиже, Юровичах, Пинске и других местностях. Но только виленский получил статус «академии и университета», что было по ходатайству короля Речи Посполитой Стефана Батория утверждено Папой Римским Григорием XIII в 1579 году. Первым ректором стал Петр Скарга, поляк, блистательный церковный проповедник, участник теологических дискуссий, в которых нещадно громил белорусских и литовских протестантов, православных.

Из этих стен вышли многие выдающиеся ученые и писатели. Но нужно отдавать отчет, что большинство из них, даже если по происхождению были из Беларуси и Литвы, внесли вклад в первую очередь в польскую культуру. Потому что это была «академия и университет Общества Иисуса», учебное заведение иезуитов, распространявших католичество, а в этом деле они предпочитали польский язык. В 1773 году Папа Римский упразднил орден иезуитов, а их учебное заведение было в 1781 году превращено в светское — Главную литовскую школу.

После того как Вильно вошло в состав Российской империи, царь Александр I дал вузу статус «императорского университета» (в 1803 году), но по сути его стены остались кузницей кадров польской интеллигенции. Именно это явилось одной из причин закрытия учебного заведения в 1832 году. А в 1919–м, когда Вильно перешло под контроль поляков, здесь был создан Университет Стефана Батория (в честь основателя), просуществовавший до 1939 года. В 1939–м Вильнюс вновь стал столицей Литвы, а главный вуз получил название Вильнюсского университета. Закрывали его потом еще раз — нацисты в 1943–м.


Ян Булгак, Адам Мицкевич, Евстафий Тышкевич, Игнатий Домейко, Мартин Почобут-Одляницкий

Если вы хотите прикоснуться к тем стенам, в которых начались первые занятия еще в иезуитском коллегиуме в 1570 году, то подойдите к дому на улице Университето, 3. Раскрытая реставраторами готическая кладка стен должна нас убедить в том, что это поистине старинное здание. Именно отсюда вуз начинал прирастать новыми корпусами, которые покупались у мещан или строились заново. Так к XIX веку университет стал занимать огромный квартал между нынешними улицами Университето, Скапо, Пилес и Швянто Йоно, а также отдельные здания в других частях города.

Корпус на Университето, 3 знаменит еще тем, что во второй половине XVIII века над ним надстроили четвертый этаж с двумя башнями и устроили обсерваторию, которой заведовал астроном Мартин Почобут–Одляницкий, уроженец Соломенки (Сломянки), что в Гродненском районе. Его именем, кстати, назван один из кратеров на Луне.

Следующее здание — на Университето, 5 — тоже XVI века. С 1570 года здесь находится библиотека Виленского университета, выросшая из собрания книг польского короля и великого князя литовского Жигимонта Августа и виленского епископа Валериана Протасевича, уроженца Крайска Логойского района. На первом этаже с 1855 года находился Виленский музей древностей, основанный — вот географическое совпадение! — логойскими графами Константином и Евстафием Тышкевичами. Просуществовавший всего 10 лет музей занимал и второй этаж, а с 1856–го в этих помещениях расположилась Виленская публичная библиотека, где хранилось множество белорусских рукописей и книг. И до сих пор в собрании преемника — библиотеки Вильнюсского университета — таких раритетов немало.




Вид на костел Святых Иоаннов в середине XIX века и в наши дни

Обязательно загляните во внутренние дворики университета. Некоторые из них носят имена знаменитостей из Беларуси — Почобута–Одляницкого, Адама Мицкевича. А на Большой двор выходит главным фасадом костел Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, блистательное творение зодчих эпох готики, барокко, классицизма.

Мицкевич учился в виленском вузе в 1815 — 1819 годах, о чем напоминает мемориальная доска на улице Пилес, 13. В университетской типографии (ул. Швянто Йоно, 4), основанной в 1631 году, а в 1805–м проданной печатнику Юзефу Завадскому, в 1822–м вышел в свет первый поэтический сборник Мицкевича, о чем также сообщает памятная таблица.

На улице Пилес, 22 в 1781 году был открыт Медицинский коллегиум — своего рода факультет университета, просуществовавший до 1842–го. А во дворе здания в 1782–м француз Жан Эммануэль Жилибер, преподававший в Главной литовской школе, основал ботанический сад. До этого он создал медицинскую академию и заложил ботанический сад в Гродно.

В 1923 — 1935 годах на Пилес, 22 жил художник Фердинанд Рущиц, еще один наш соотечественник. Он стал в 1919–м организатором отделения изящных искусств Университета Стефана Батория, которое находилось на современной ул. Майронё, 6, в бывшем монастыре бернардинцев. На отделении преподавал известный фотограф, уроженец Новогрудчины Ян Булгак, учились именитые белорусские художники Петр Сергиевич и Михаил Севрук.


Петр Скарга, Стефан Баторий, Теодор Нарбут, Томаш Зан, Фердинанд Рущиц

В начале XIX века университету принадлежало здание на ул. Диджёйи, 4, бывший дворец Ходкевичей и нынешний Художественный музей Литвы. На Диджёйи, 10 находилась университетская клиника.

В годы, когда университет был закрыт, одно из его помещений занимала 1–я виленская мужская гимназия, в которой обучались уроженцы Беларуси Феликс Дзержинский, Франтишек Богушевич, Адам Гонорий Киркор (родился под Мстиславлем, автор первого путеводителя по Вильне и очерков о Беларуси и Литве в серии книг «Живописная Россия»), российский актер Василий Качалов (Шверубович), белорусский и литовский композитор Константин Галковский, Эмерик Гуттен–Чапский (родом из Станьково под Минском, где собирал древности, позже перевезенные в Краков; отец Кароля Чапского, минского градоначальника–реформатора), Ян Черский (уроженец нынешнего Верхнедвинского района, исследователь Сибири). Кстати,  здесь постигал азы грамоты тогдашний единомышленник, первый глава Польши в ХХ веке Юзеф Пилсудский, чья генеалогия связана с литовско–белорусским пограничьем.

Из тех, кто окончил Виленский университет в начале XIX века, стоит вспомнить Теодора Нарбута, автора многотомной «Истории литовского народа», инженера Бобруйской крепости (уроженец Вороновского района), поэта Томаша Зана (из Молодечненского), геолога Игнатия Домейко и писателя, фольклориста Яна Чечота (оба из Кореличского района).

В 1920 — 1930–е годы тех, кто записывался белорусом при поступлении в университет, насчитывалось 1 — 3 процента. Тем не менее в вузе действовал Белорусский студенческий союз. Издавался журнал «Студэнцкая думка». В 1930–е годы при союзе действовал хор под руководством Рыгора Ширмы, танцевальный ансамбль во главе с Янкой Хворостом, Общество друзей белорусоведения. Мероприятия союза часто проходили в университетском зале Снядецких (ул. Швянто Йоно, 10).

Виленский университет никогда не был очагом нашей национальной культуры и здесь не велось преподавание на белорусском языке, но многие его выпускники внесли огромный вклад в изучение нашей страны, прославили ее за рубежом. А до открытия в 1921 году в Минске Белгосуниверситета виленская альма–матер была единственным высшим учебным заведением в Беларуси и Литве.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 130 (24760). Суббота, 11 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter