Исследование деятельности музеев учреждений высшего образования БССР впервые провели в БГУ

В Белорусском государственном университете впервые провели исследование деятельности музеев учреждений высшего образования Белорусской Советской Социалистической Республики 1919–1941 годов. Это позволило воссоздать целостную историческую картину отечественной высшей школы и дополнить общее понимание истории музейного дела БССР, сообщили корреспонденту sb.by в пресс-службе БГУ.

Фото из архива «СБ»

- Музеи высших учебных заведений занимали важное место в решении задач народного просвещения, являлись основным элементом сохранения природного, технического и культурного наследия, - подчеркнули в пресс-службе. - Долгое время данная тема не интересовала научную общественность. Ученый БГУ одна из первых в Беларуси представила комплексное и систематизированное исследование в данной области. Разработчиком проекта выступила заведующая учебной лабораторией музейного дела исторического факультета Белгосуниверситета Дарья Пригодич. Полученные и систематизированные результаты получили высокую оценку. За разработку данного проекта Дарья Пригодич удостоена стипендии Президента талантливым молодым ученым на 2024 год.

Так, в ходе работы Дарья выяснила, что в 20-х годах XX века в БССР музеи высших учебных заведений занимали важное место в образовательной и просветительской работе, но при этом их количество было ограничено. Первые музеи открыли в трех вузах: БГУ, Белорусской государственной академии сельского хозяйства имени Октябрьской Революции и Витебском ветеринарном институте. Всего в этих учреждениях действовало 31 профильное подразделение, из которых 13 только в БГУ. Ведущий вуз имел в своей структуре музеи: зоологический, анатомический, минералогии и кристаллографии, истории первобытной культуры и религии, товарный, а также кабинет по изучению преступника и преступности и другие.

Исходя из результатов исследования, на протяжении 1930-х годов список учреждений высшего образования с действующими музейными комплексами расширился. Музеи естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей появились в Минском медицинском институте, Белорусском сельскохозяйственном институте в Горках, Витебском медицинском институте и Институте физической культуры БССР.

- Как отмечает Дарья Пригодич, базовыми функциями музеев этого периода являлись проведение научных исследований и обеспечение учебного процесса с помощью музейных экспозиций, - приводят подробности в БГУ. - В частности, использовался бригадно-лабораторный метод обучения, при котором студент изучал раздел дисциплины самостоятельно с помощью музейных предметов. Для трансляции академического знания широким слоям населения проводились различного рода лектории, публичные эксперименты и демонстрации.

Примечательно, что музейные коллекции пополнялись силами преподавателей и студентов, а также предметами, изготовленными в учебных мастерских, в процессе обмена и официального приобретения. Так, например, в 1920-х годах экспозиции музея первобытной культуры и религии БГУ складывались из копий древнегреческих и древнеримских статуй, масок, ваз, закупленных в музее Эрмитажа в Петрограде.

В вузе обратили внимание на то, что полученные результаты исследования ученого используются в учебном процессе БГУ при подготовке будущих историков и музейных специалистов, разработке рекомендаций по оптимизации деятельности музеев в системе высшего образования, реализации научно-исследовательских, экспозиционно-выставочных и культурно-образовательных проектов, а также Национальным агентством по туризму при разработке экскурсионных маршрутов, в ходе подготовки материалов по развитию внутреннего регионального туризма в Беларуси, при проведении учебно-воспитательной и патриотической работы в форме туристско-экскурсионных программ и выездных мероприятий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter