Гурьянов — о том, каким видит МИД развитие международного сотрудничества Беларуси

Использование новых возможностей

Фото  БЕЛТА
В конце прошлого года Правительство утвердило пятилетнюю программу работы. Отдельный раздел документа посвящен сотрудничеству нашей страны на международной арене. О том, какие новые цели наметила Беларусь в этом направлении, — наш разговор с первым заместителем министра иностранных дел Александром ­ГУРЬЯНОВЫМ.


— Александр Евгеньевич, давайте презентуем нашим читателям раздел «Международное сотрудничество» Программы деятельности Правительства Республики Беларусь до 2025 года.

— Этот раздел закреплен в главе «Развитие внешнеэкономической деятельности». Как следует из названия, работа в данном направлении подчинена стоящим перед Правительством внешнеэкономическим задачам. В качестве осязаемого, практического наполнения сюда отнесены вопросы формирования и обеспечения полноформатного экономического союза в рамках ­ЕАЭС с вытекающими интересами и правами, углубления взаимовыгодных контактов с нашими ключевыми зарубежными партнерами, прежде всего с Россией и Китаем, а также иные ключевые меры для наращивания экспорта и совершенствования условий внешней торговли.

Программой предусмотрен конкретный индикатор для оценки выполнения поставленных задач: ежегодное увеличение на четыре процентных пункта совокупной доли стран Евросоюза и дальней дуги в несырьевом экспорте товаров с целью достижения сбалансированной внешней торговли со всеми регионами мира. При этом речь идет именно о так называемом технологичном экспорте, то есть продажах без учета традиционно ликвидных нефти, нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений.

— Первой задачей на международном уровне определено углубление отношений между Беларусью и Россией. Какие планы и проекты предусматривает белорусско-российская повестка?

— Нам удалось многого достичь в вопросах обеспечения равных прав для граждан и субъектов хозяйствования Беларуси и России, безопасности и по другим направлениям интеграции. Свидетельство тому — договорно-правовая база, включающая в себя более 370 соглашений.

На двустороннем уровне в экономической плоскости традиционно тесно сотрудничаем с российской стороной в сферах машиностроения, АПК, строительства. Идет активная работа по расширению дилерской сети наших предприятий в российских регионах, далее развиваются промышленная кооперация и взаимные инвестиции.

Крупнейший совместный инвестпроект — Белорусская АЭС — призван снизить потребление в нашей стране природного газа, придать импульс развитию смежных отраслей, чистых технологий и научно-образовательного потенциала. В этой же связи перспективным видится осуществление сопутствующих проектов, направленных на переработку российского природного газа в продукты с более высокой добавленной стоимостью, включая целевое строительство нового крупного азотного комплекса.

Белорусские строители уже возводят объекты социального и промышленного назначения в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в ключевых регионах-партнерах: Курской, Смоленской и Калужской областях. Прорабатывается вопрос участия наших компаний в создании объектов на космодроме Восточный. Востребован в России и опыт белорусских дорожных компаний в проектировании и строительстве автодорог.

— Одной из задач белорусской внешней политики определено и обеспечение полноформатного экономического союза в рамках ­ЕАЭС…

— Еще при заключении Договора о Евразийском экономическом союзе в 2014 году по целому ряду важнейших направлений сотрудничества были определены переходные периоды вплоть до 2025 года. Это касается общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов и общего финансового рынка. Временно сохранялись изъятия из национального режима в ряде секторов услуг, включая транспортные. Кроме того, все еще остаются отдельные административные ограничители. Без решения этих вопросов полноформатный экономический союз и общий рынок невозможно представить. К примеру, только в год белорусского председательства — 2020-й — количество барьеров было сокращено с 19 до 12. Главами правительств утвержден перечень изъятий и ограничений, подлежащих устранению, чтобы обеспечить объективно равные условия для субъектов хозяйствования.

В целях систематизации работы, развития и укрепления ­ЕАЭС был разработан и 11 декабря 2020 года утвержден Высшим Евразийским экономическим советом масштабный документ — Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Реализация всех мероприятий по их имплементации, как мы надеемся, позволит выйти к 2025 году на создание полноформатного экономического союза в ­ЕАЭС. Правительство Беларуси, МИД, Минэкономики и большое количество других задействованных органов государственного управления нашей страны будут этого активно добиваться с четким соблюдением национальных интересов и соответствующих международных обязательств.

— Китай является одним из наиболее важных международных партнеров Беларуси. Этот тезис неоднократно звучал на различных площадках. В контексте упомянутой программы какие дальнейшие шаги планирует наша страна для расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем?

— Хотелось бы отметить, что на основе тесного диалога и договоренностей на высшем уровне созданы максимально благоприятные условия для поступательного расширения торгово-экономического сотрудничества двух стран. Отношения между Беларусью и Китаем носят характер доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

На сегодня при поддержке китайских финансовых институтов в нашей стране реализуется более 30 крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов в области транспорта, энергетики, промышленности. Важным элементом белорусско-китайского сотрудничества является инициатива «Пояс и путь». Особым звеном здесь стороны позиционируют Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Уже сейчас в нем зарегистрировано 69 резидентов из 14 стран, что подтверждает привлекательность и международный статус проекта.

Фото Александра Кушнера.

В качестве практической реализации инициативы «Пояс и путь» мы также видим активное наращивание транспортных потоков по маршрутам Китай — Европа, проходящих через Беларусь. В 2020 году, несмотря на пандемию, по данному железнодорожному маршруту через нашу страну проследовало более 500 тысяч контейнеров. Это в девять раз больше по объему грузов, чем в 2015 году, и на четверть больше, чем в 2019-м.
Совместная работа всех задействованных в Программе деятельности Правительства до 2025 года призвана обеспечить условия для устойчивого экономического развития государства, роста благосостояния и уровня жизни населения.
Среди новых экспортных позиций Беларуси на рынке Китая — пищевые продукты и продукция деревообработки.

— Беларусь активно включена в систему международной торговли. В настоящее время, насколько известно, ведутся переговоры о присоединении Беларуси к Всемирной торговой организации. Как проходит переговорный процесс на этом многостороннем треке?

— Программой деятельности Правительства сохранена важная задача по обеспечению полноправного участия Беларуси в многосторонней торговой системе, основой которой является Всемирная торговая организация. Сейчас Беларусь имеет статус наблюдателя при ВТО и завершает переговоры о членстве в организации.

Можно в целом констатировать, что переговорный процесс находится в финальной стадии. Сформирован пакет многосторонних обязательств, завершены двусторонние переговоры по доступу на рынок с 22 государствами, определены финальные подходы еще с двумя партнерами. Продолжаются — и, надеюсь, не будут политизированы — переговоры с США, ЕС, Канадой, Украиной и Новой Зеландией.

Ожидаем, что по мере выхода международного сообщества из пандемии COVID-19 Беларуси удастся вернуть динамику и завершить необходимые процедуры в рамках утвержденных модальностей c безусловным соблюдением национальных интересов.

— На предстоящие пять лет также запланировано расширение договорно-правовой базы Беларуси в двустороннем и многостороннем формате. С кем у нас запланированы переговоры? И на достижение каких результатов нацелена эта работа?

— Что касается двусторонних треков, речь идет о межправительственных и межведомственных соглашениях в сферах, имеющих практическое значение как для государственных органов и юридических лиц, так и для простых граждан. Это соглашения об упрощении выдачи виз и реадмиссии, обмене информацией и сотрудничестве в сфере ядерной безопасности, взаимодействии в пограничной и таможенной областях, сфере миграции, правовой помощи и гуманитарного сотрудничества. Данная работа касается в том числе и взаимодействия с западными партнерами.

В многостороннем формате, как было отмечено ранее, наша страна продолжает планомерную работу по совершенствованию внешнеторговых режимов в соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. На сегодня ­ЕАЭС уже подписаны преференциальные соглашения с Вьетнамом, Ираном, Сербией, Сингапуром, а также торгово-экономическое соглашение с Китаем. Идут переговоры с Израилем, Индией и Египтом.

Кроме того, государствами — членами ­ЕАЭС сформирован перечень стран и организаций так называемой второй волны, представляющих в ближайшем будущем наибольший экономический интерес для заключения соглашений о свободной торговле. Среди них — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ), Индонезия, Монголия и Алжир.

Все указанные соглашения по линии ­ЕАЭС представляют несомненный экономический интерес для Беларуси, и мы выступаем полноправными участниками переговорного процесса.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter