Предметы, покрытые мелким разноцветным горошком, бесконечные зеркальные комнаты и странные тыквы, от которых невозможно отвести глаз. Творчество японки кому‑то покажется инопланетным, а то и жутковатым, но оно абсолютно точно отличается от всего, что делали до нее художники всех мастей. Богине поп‑арта 95 лет, и 70 из них она создает коллажи, мягкие скульптуры, инсталляции, а заодно не перестает удивлять масштабом личности. Сотрудничала с Louis Vuitton, IKEA, но это еще цветочки. Несколько десятилетий считается самой продаваемой современной художницей мира, чьи работы уходят с молотка на главном аукционе планеты Sotheby’s за рекордные суммы. Все потому, что она — абсолютная звезда. Она — Яёи Кусама.
Дорога к признанию
Год назад в витрине Louis Vuitton появился робот‑старушка — точная копия живой легенды, рисующая фирменные точки. Этим жестом бренд хотел сделать комплимент своей музе. Получилось. Хотя модный дом сделал это не просто так. Дизайнер Николя Жескьер перед этим сотрудничал с Кусамой. В новой коллекции с помощью инновационной техники шелкографии он воспроизвел стильные горошины авторства Кусамы на своих сумках, верхней одежде и обуви. А чтобы покупатели сметали с полок вожделенный товар, в честь запуска в продажу еще и разместил узнаваемые мотивы на фасадах знаменитого лондонского универмага Harrods.
Такой успех сопутствовал художнице не всегда. Наоборот, о ее работах могли даже не узнать. Властная мать беспощадно рвала все, что рисовала маленькая Яёи, мечтая видеть ее женой респектабельного японца и, соответственно, домохозяйкой.
Свою первую картину гениальная художница нарисовала в 10 лет. Это был портрет женщины в кимоно, где весь лист сверху девочка покрыла беспорядочными точками. Подобная техника появилась случайно.
Кусама рассказывала, что однажды, будучи малышкой, она смотрела в кухне на скатерть с цветочным узором. Как вдруг цветы начали двигаться, покрыли стены, мебель, кожу девочки и заполнили все помещение. Цветы говорили с ней, так что Яёи в ужасе выскочила из кухни и побежала вверх по лестнице, а та почему‑то рассыпалась под ее ногами. С тех пор странные видения стали сопровождать повсюду, а говорящие цветы и «сети бесконечности» — поля цветных точек — вышли в постоянные герои картин.
Нелегкое время
Первая по‑настоящему большая слава пришла к Кусаме в США. Не без злоключений. Как‑то шведский художник Клас Ольденбург откровенно украл ее идею, сделав поразительно похожее произведение — мягкую кушетку с оригинальными выступами. Пресса встретила его инсталляцию восторженными публикациями, совершенно проигнорировав тот факт, что за полгода до событий Ольденбург был на одной выставке с Яёи, где и «присмотрел» для себя будущий шедевр.
Прошло совсем немного времени, прежде чем история повторилась — уже с участием Энди Уорхола. Да‑да, гений поп‑арта сплагиатил идею Кусамы. Художница создала текстильную инсталляцию в виде лодки и покрыла выставочный зал от пола до потолка ее фотографиями. Это был очень смелый новаторский прием, и он его скопировал, используя снимки коровы. Публика превознесла Уорхола, а о Кусаме — ни слова.
Эти две истории совершенно подкосили молодую художницу. Она много работала, экспериментируя с формой и стилем, но картины не продавались. Из‑за скандалов, связанных с ее именем, Кусама чуть не покончила жизнь самоубийством, а потом вернулась на родину. Критики и коллекционеры консервативного японского общества отнеслись к ней скептически, а семья отреклась. Но Яёи пережила обиды, а потом нашла доктора, который использовал в лечении депрессии арт‑терапию. Художница перебралась в психиатрическую лечебницу и сняла поблизости студию. День проводила за работой, а вечером возвращалась в учреждение, которое стало новым домом. Можно сказать, этот выбор и спас ей жизнь.
Инсталляция с фигурой художницы на флагманском магазине Louis Vuitton в Париже.
Вернулась в строй
В 1989 году Александра Манро, доктор философии, специализирующаяся на азиатском искусстве, устроила ретроспективную выставку художницы, чем вернула ей поблекшую славу. А в 1993‑м и родина наконец приняла Кусаму. Ей предложили оформить павильон на Венецианской биеннале.
Инсталляция в виде зеркальной комнаты, заполненной маленькими скульптурами тыкв, в которой Яёи находилась в образе фокусника, произвела фурор. Тыква стала символом ее творчества, а зеркальные комнаты, которые повторяют зрителя до полного растворения, — фирменным приемом.
Год за годом коммерческий успех звезды современного искусства затмевал славу Ольденбурга и Уорхола, которые когда‑то воровали ее художественные приемы. И это стало победой. В 2017‑м в Токио открылся музей имени Яёи Кусамы. Она считает, что искусство должно приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги превращать в чудесные «поля бесконечности».
ФАКТ
Самая дорогая картина Кусамы под названием «Белый № 28» продана на торгах аукционного дома Christie’s в 2014 году за 7,3 миллиона долларов. За нее японка получила звание самой дорогой ныне живущей художницы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В 2017 году Кусама создала для IKEA интерактивную комнату бесконечности, где абсолютно белые стены, мебель и аксессуары бренда можно было покрывать готовыми разноцветными стикерами в виде фирменных точек художницы.