В календарь памятных дат ЮНЕСКО недавно записали важное для нашей страны событие — 100-летие Белорусского государственного университета. Солидный юбилей наш главный вуз отпразднует лишь в октябре 2021-го, но сотый учебный год здесь начнется уже в предстоящем сентябре. Каким БГУ подходит к дате? Зачем преподавателям осваивать креативное образование? И для чего университету улучшать позиции в рейтингах? Об этом «СБ. Беларусь сегодня» расспросила ректора Белгосуниверситета Андрея КОРОЛЯ.
— Андрей Дмитриевич, за БГУ давно закрепилось звание главного вуза страны, но что стоит за этим статусом?
— БГУ — это уникальный комплекс, в который входят 18 факультетов, 3 института, 7 учреждений образования с правом юридического лица, 6 научно-исследовательских институтов, 42 научно-исследовательские лаборатории и 8 инновационных предприятий с собственным производством лекарств. Каждая шестая кандидатская и докторская в стране защищаются в нашем университете, и каждый третий студент, включенный в республиканский банк одаренной молодежи, обучается в БГУ. На одного преподавателя у нас приходится 6 студентов. Много это или мало? С одной стороны, у других белорусских университетов это соотношение примерно 1 к 10, но с другой, у мировых лидеров — 1 к 2. И это не просто давняя традиция, а инвестиции в качество образования. При таком подходе у преподавателя больше возможностей заниматься наукой, сочетая образовательные функции и так называемую деятельность второй половины дня, когда пишутся статьи и поддерживается реноме вуза на международной арене. Если мы хотим, чтобы университет был топовым и брендовым для страны, нужно эту планку выдерживать. Но у медали есть и обратная сторона: для подобного рода соотношения нужно больше средств, в том числе собственных университетских. Только 3 — 4 миллиона рублей ежемесячно у нас уходит на заработную плату.
— Где университету найти деньги?
— В этом вопросе ответ на все наши преобразования за два последних года. Сегодня зрима тесная связь экономических показателей и кадровой политики. Мы кардинально ее пересмотрели и сориентировали на достижение роста производительности труда. В частности, существенно изменен функционал проректоров и направлен на основные процессы деятельности БГУ вместо курирования работы факультетов. Повысилась и роль деканов в качестве руководителей. Мы оптимизировали трудовые ресурсы в первую очередь за счет обновления и омоложения руководящего состава. А материальное стимулирование привязали к производительности труда. В 2019 году в БГУ она увеличилась на рекордные 18%. При этом зарплаты выросли на 15,4%. Да, не пропорционально, но таким образом мы можем тратить заработанные деньги и на матчасть. За два последние года на нее потрачено в 5 раз больше, чем в 2014 — 2017 годах. В 1,6 раза увеличены инвестиции в цифровую трансформацию. А в ближайшее время запустим принципиально новый сайт.
Для всех категорий сотрудников мы разработали свои критерии эффективности. Для преподавателей создана рейтинговая система оценки труда, где учтены важные с точки зрения стратегии университета показатели — от работы со студентами до публикаций в высокорейтинговых журналах. У каждого преподавателя есть портфолио в баллах, лучшие получают хорошую надбавку из выделенного фонда, который увеличивается пропорционально доходам вуза. Вроде азбучные вещи в экономике, но они потребовали системного информирования сотрудников, изменения ряда нормативно-правовых актов. Произошли и структурные преобразования около 20% подразделений. Объединены институты, некоторые отделы, сокращено несколько десятков ставок аппарата управления. Это не просто финансовый эффект, а управленческий, ведь повышается мобильность вуза.
— Такую кадровую политику восприняли неоднозначно...
— Но благодаря этим кадровым решениям у нас появилась прибыль, а соответственно, улучшилась ситуация с зарплатами и матчастью. Активизировано производство наукоемкой продукции, дополнительное образование и экспорт образовательных услуг. Доход от допобразования вырос на 69%, а одного только выведенного в самостоятельное подразделение факультета повышения квалификации и переподготовки кадров — на 40%. По экспорту примерно на 140% перевыполнили доведенный нам план. Но есть вопрос с общежитиями. Из-за отсутствия в них мест нередко вынуждены отказывать в обучении иностранцам с хорошим баллом. Есть потребность минимум в одном общежитии, и Минобразования видит эту проблему, но ее решение — процесс не быстрый. При этом у нас рекордное количество иностранцев за всю историю БГУ: 3700 студентов и 107 магистрантов и аспирантов. А это результат усиленной маркетинговой деятельности. Открыли 18 новых магистерских программ на английском языке, создали два совместных института с китайским Даляньским политехническим университетом — один на их базе, второй в БГУ.
К слову, пересмотр кадровой политики значительно повлиял и на научные показатели.
Впервые введен конкурс грантов ректора для подготовки кандидатских и докторских, что дало рост на 15% кандидатских и на 21% докторских. Публикаций в международных журналах баз Scopus и Web of science стало больше почти на 8%, а это влияет на наши позиции в мировых рейтингах.
— А насколько важны эти позиции?
— Высокие позиции вузов нашей страны в рейтингах — это имидж Беларуси. БГУ сегодня входит в 1,5% лучших университетов мира, мы единственные в стране представлены в престижном Шанхайском предметном рейтинге ARWU. Рейтинги — это бизнес и политика, система отсчета, где тебя оценивают другие. Это объективная реальность. Хотим мы или нет, но нам приходится играть по таким правилам, и от внимания к рейтингам зависят экспорт и экономика стран. Это иностранные студенты и инвестиции в науку. Многие государства придают рейтингам огромное значение, вкладывают серьезные деньги, создают целые программы продвижения. Сегодня у нас рост по рейтинговым критериям, но нас обходят новички. Поэтому нам нужна системная поддержка, чтобы быть понимаемыми и признаваемыми.
— Слышала, что к 100-летию запланирована долгожданная реконструкция главного корпуса?
— БГУ — это не пара учебных корпусов, а около 160 объектов, и только за прошлый год мы вложили в ремонт около 6 миллионов рублей. Но у некоторых зданий, как у главного корпуса, 100-процентный износ. К середине апреля ждем экспертизу проекта, чтобы оценить стоимость вопроса. Только на вторую очередь нужно около 25 миллионов рублей, дальше — больше, и самим нам не справиться. Да, мы получили денежную поддержку от Правительства. Но нам помогают, так как видят наше собственное немалое вложение. Сейчас в разных корпусах идет замена окон, лифтов, утепление фасада. Важно, чтобы студенты и сотрудники видели и понимали суть этого процесса.
— Последние потрясения в мире показали, что университет должен быть готов в любой момент работать дистанционно.
— У дистанционного обучения есть свои ниши и преимущества перед очным, но наивно думать, будто оно заменит живое общение преподавателя и студента. В БГУ работает образовательный портал, на котором почти 2000 курсов по разным специальностям. Каждый вход фиксируется, все результаты можно оценить идентично интерактиву. На обычной паре студент может отсидеться, а здесь невозможно, все видно как на ладони. Порталу больше двух лет, и создан он не по причине форс-мажорных ситуаций, а как площадка для повышения качества образования.
Студенту важно не столько усваивать опыт человечества, сколько уметь создавать собственный образовательный продукт, отличный от продуктов других. Тогда развиваются компетентности творца, способного администрировать свой образовательный путь. Это нужно самому человеку и стране, бизнесу и экономике.
И наш университет здесь идет по пути креативных образовательных технологий, ориентированных не на получение готовой информации, а на изучение границ своего незнания. Не давать ответы на заранее известные вопросы, а учить задавать эти вопросы, ставить цели, создавать свое, сопоставлять, анализировать. В этом случае дистанционная среда выступает отличным подспорьем для размещения результата собственного исследования, эксперимента, образовательного продукта, а главное — сравнения своего с чужим. И функции преподавателя сегодня меняются. Востребован педагог, ориентированный не на трансляцию, а на организацию индивидуальной эвристической деятельности студента. Поэтому мы проводим курсы по повышению квалификации преподавателей в области креативного образования. Через них прошли уже более 500 педагогов вузов, средних специальных учебных учреждений Беларуси. В активе наших преподавателей более 500 методических разработок, практикумов открытых заданий по различным дисциплинам. Это принципиально новые технологии, методология, содержание образования. И БГУ как раз показывает и доказывает, что главный вуз страны должен быть лидером в сфере новых методологий и направлений в высшем образовании.
НАШИ ЛЮДИ В КЕМБРИДЖЕ
pasiyak@sb.by