На пользу бизнесу и людям
Отвечая недавно на вопросы белорусских журналистов, Александр Лукашенко заявил, что союзные программы очень выгодны для Беларуси и России во всех отношениях:— Россия будет четко понимать, что такое для них Беларусь и какую роль Беларусь по разным направлениям способна сыграть в судьбе самой России.
После череды «цветных революций» на постсоветском пространстве Беларусь фактически осталась единственным политическим, экономическим и военным союзником России на западном направлении. И с точки зрения геополитических, национальных интересов России укрепление отношений с Беларусью — один из внешнеполитических приоритетов для Москвы. Россия же для Беларуси была и остается главным поставщиком сырья и рынком сбыта наших готовых товаров. И только объединив материальные и интеллектуальные ресурсы, наши страны смогут успешно противостоять давлению извне, не допустить разрыва кооперационных цепочек.
В этом контексте дальнейшее углубление интеграции связано прежде всего с гармонизацией законодательства, налогового и таможенного администрирования, норм и стандартов отраслевого регулирования. По мнению экспертов, принятие союзных программ станет большим шагом вперед прежде всего в экономике.
— Беларусь в 2020 году вошла в тройку крупнейших торговых партнеров России. Поэтому запуск реальной экономической интеграции приведет к росту взаимных инвестиций и торговли, даст мощный экономический эффект. Принятие союзных программ создаст условия для формирования общей российско-белорусской контрсанкционной политики, — подчеркнул главный редактор аналитического портала «Евразия. Эксперт» Вячеслав Сутырин.
Российский политолог председатель Движения Развития Юрий Крупнов отмечает, что благодаря созданию Союзного государства мы обмениваемся кадрами:
— Белорусы молодцы, по тому же IT-сектору много совместных команд. Но это не направление рывка и прорыва. Нам нужны сквозные программы. Собственная технологическая база, опережающее станкостроение, на базе цифровизации и всего прочего с той же технологической глубиной, которую могут и белорусы, и мы делать. Нам нужно восстанавливать монополию на лен. Нужно совершенно по-другому развивать авиацию, чтобы летать на своих самолетах.
Союзные программы помогают решать многие экономические вопросы. Это и рабочие места, и инвестиции, и рынки сбыта, и рост ВВП.
Никто не останется в стороне
Важная роль отводится информационному сопровождению интеграционных процессов. Каждый раз переговоры президентов Беларуси и России становятся излюбленной темой для спекуляций о том, что Беларусь, дескать, «сдает суверенитет» и большая Россия нас поглотит.Комментируя эти ничем не подкрепленные заявления, политический аналитик Александр Шпаковский в эфире «Альфа Радио» напомнил, что в 1995 году в Беларуси прошел референдум, по результатам которого более 80 процентов граждан из числа избирателей, пришедших на участки, одобрили действия Правительства Беларуси в направлении экономической интеграции с Россией.
— То есть с этого момента у Александра Лукашенко был мандат на создание Союзного государства, — подчеркнул эксперт. — Об экономической интеграции, ее углублении речь идет и сейчас. А разговоры о потере суверенитета или других негативных последствиях для нашей страны в первую очередь связаны с тем, что Беларусь никогда не скрывала своих целей в интеграции. Мы хотим равных возможностей в экономике. То есть хотим доступа к рынку России наравне с российскими компаниями и равных, а не низких, как некоторые утверждают, цен. Чтобы мы могли покупать газ, нефть, иные ресурсы по внутрироссийским ценам. С подписанием дорожных карт такого рода пространство равных возможностей формируется.
Говоря о преимуществах более углубленной интеграции, нельзя сбрасывать со счетов и объективные тенденции геополитики. По словам гендиректора российского Центра изучения перспектив интеграции Сергея Рекеды, мир находится на том этапе, когда формируются геоэкономические полюсы и никто не останется в стороне от этого процесса:
— Есть, например, китайский полюс, есть западный — с ЕС и США. Нам надо выстраивать свой геоэкономический полюс с высокотехнологичной продукцией, развитым интеллектуальным потенциалом, квалифицированной рабочей силой и так далее. Конечная цель интеграции в том, чтобы модернизировать экономику, науку, технику. Только так можно выдержать жесткую конкуренцию на мировом рынке и обеспечить экономический рост.
Более 50 процентов ВВП Беларуси формируется за счет кооперации с Россией, более 60 процентов предприятий включены в кооперационные цепочки. Беларусь в 2020 году вошла в тройку крупнейших торговых партнеров России.
ДОСЛОВНО
Михаил Ковалев, профессор БГУ, экономист:
— Даже после реализации союзных программ интеграция останется несколько менее тесной и не будет иметь тех негативных черт, которые есть в Европейском союзе. Во-первых, у нас не будет гигантского общего бюджета, как в ЕС, из-за которого все время возникают споры и дискуссии. Дело в том, что бюджет ЕС в основном формируется за счет таможенных сборов по периметру, у нас же таможенные платежи поступают в национальные бюджеты. Во-вторых, не предусматривается в Союзном государстве той гигантской общей брюссельской бюрократии, как в Европейском союзе. В-третьих, банковские системы обоих государств остаются независимыми и не будут страдать от того недостатка, который есть в Евросоюзе, где сильные немецкие, французские, скандинавские банки доминируют в небольших государствах. Более того, у нас остаются собственные валюты. Хотя, наверное, пора бы уже в рамках реализации программ подумать о союзном цифровом рубле.
konon@sb.by