Собрать радиоэлектронное устройство, запрограммировать микроконтроллер, изготовить прототип печатной платы на станке с ЧПУ, смоделировать детали механизмов и распечатать их на 3D-принтере. Всему этому будущих специалистов в области электроники учат в ресурсном центре филиала БГУИР «Минский радиотехнический колледж». В лабораториях центра установлено высокотехнологичное и даже уникальное оборудование.
Никита Замятин и Евгений Гренко
Затрат меньше, знаний – больше
Своему появлению ресурсный центр электроники и приборостроения обязан движению WorldSkills. Для подготовки участников к престижному чемпионату в компетенции «Электроника» нужна была база. Минский радиотехнический колледж оказался самым подходящим вариантом – его учащиеся одними из первых включились в борьбу за звание лучших в конкурсе профмастерства и занимали в нем лидирующие позиции. Директор колледжа Сергей Анкуда вспоминает:
– Министерство образования обратилось к нам с предложением создать центр, который объединил бы и учебно-методические материалы, и педагогов для эффективной подготовки ребят, участвующих в WorldSkills. Три года назад у нас появился ресурсный центр. В нем четыре модуля: интеллектуальных систем, систем автоматизированного проектирования, автоматизации технических процессов и электро- и радиомонтажа.
Мощности лабораторий позволили организовать практические занятия не только для участников WorldSkills, но и для всех ребят, обучающихся по родственным специальностям. Два года назад были разработаны программы обучения, определены колледжи-партнеры. Учащиеся со всей страны получили доступ к высокотехнологичному оборудованию. Процесс изучения азов профессии стал более увлекательным и эффективным, заверяет Сергей Анкуда:
– Создавать подобные лаборатории в каждом колледже нерационально: в учебной программе на изучение некоторых тем отводится одна-две недели. В остальное время дорогостоящие приборы будут простаивать. А у нас образовательный процесс идет круглый год. К слову, некоторое оборудование действительно уникальное. Например, начинку для модуля «Интеллектуальные системы» мы заказывали у ведущих мировых производителей. Похожее оборудование есть только в лаборатории БГУИР, созданной в ОАО «Агат-Систем». В ближайшие пару лет планируем модернизацию обучающих модулей.
В ресурсный центр приезжают ребята из Гомеля, Витебска, Бреста, Лиды, Борисова, Молодечно. Занимаются здесь и учащиеся Минского радиотехнического колледжа. Но только самые мотивированные. В центре оборудовали класс самоподготовки, скоро появится аудитория для дистанционного обучения.
Здравствуйте, я робот Тыха
В день нашего визита, несмотря на летнюю пору, в лаборатории «Интеллектуальные системы» многолюдно. Учащиеся Минского радиотехнического колледжа Матвей Мухля и Леонид Прусов заглянули в ресурсный центр, чтобы обсудить с научным руководителем тему своего будущего диплома. Матвей рассказывает:– Мы перешли на четвертый курс, обучаемся по специальности «программируемые мобильные системы». Для дипломного проекта решили собрать и запрограммировать квадрокоптер. Управлять им можно будет с мобильного телефона и при желании – усовершенствовать, например, подключить нейросеть: тогда дрон сможет сам распознавать окружающие предметы и составлять маршрут движения.
Квадрокоптер – это пусть и ближайшие, но пока еще планы. Однако у ребят есть и готовый проект – обучающее устройство «Робот Тыха», которое они собрали своими руками. Леонид дополняет:
– Работали над роботом здесь же, в ресурсном центре. И хотя наша специальность связана в большей степени с программированием, но паять, разрабатывать электронные узлы – это не менее увлекательное занятие. На втором курсе пришли в ресурсный центр на практику. Признаюсь, тогда впервые взял в руки паяльник, отвечающий требованиям технологии поверхностного монтажа. До этого приходилось иметь дело только со старым, дедовским.
Матвей Мухля, Леонид Прусов и созданный ими робот Тыха
Как спроектировать печатную плату?
Основные рабочие места в лаборатории заняли учащиеся Гомельского государственного профессионально-технического колледжа электротехники. Мастер производственного обучения Евгений Гренко вводит в курс дела:– Наши ребята проходят электроизмерительную практику. Безусловно, впечатляют возможности ресурсного центра. Учащиеся могут получить дополнительные знания и навыки, которые пригодятся в профессиональной деятельности. Например, сейчас мы изучаем систему автоматизированного проектирования печатных плат (САПР).
Будущий радиотехник Никита Замятин признается, что ему нравится электроника, поэтому и выбрал эту специальность:
– Сегодня на занятии мы проектируем печатные платы с применением САПР. До этого никогда подобного не делал. А ведь чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, нужно знать и уметь как можно больше. А еще здорово, что Минский радиотехнический колледж предоставил нам общежитие. Оно расположено недалеко от ресурсного центра, несколько минут ходьбы – и мы на месте.
Изучение технологий 3D-печати – увлекательное занятие!
Мощная база, опытная команда
Заведующий ресурсным центром Михаил Альховик подтверждает:
– В программе Гомельского государственного профессионально-технического колледжа электротехники действительно нет обучающего раздела по работе с платами. Во время практики по обработке информации на ПК учащиеся проходят в основном Word и Excel. Но руководство решило, что ребята должны иметь представление о программе, с помощью которой проектируются печатные платы. Поэтому включили ее в практику. Изучаем не углубленно (для этого есть другие специальности), а даем основы, необходимые специалисту в области электроники.
Всего подготовлено 11 обучающих программ, каждая рассчитана на неделю. Колледжи сами выбирают то, что им интересно. Но если возникнет необходимость, заверяет Михаил Альховик, в центре могут разработать и индивидуальный курс для конкретного ссуза:
– Такое сетевое взаимодействие позволяет экономить средства учебных заведений, ведь им не приходится тратить немалые деньги на оснащение лабораторий. При этом уровень подготовки специалистов значительно повышается. У нас не только создана мощная материальная база, но и подобрана команда опытных педагогов.
uradova@sb.by