Вчера, 12 декабря, на экраны Беларуси и России вышел фильм «Черный замок», снятый по мотивам романа выдающегося белорусского писателя Владимира Короткевича. Премьера ленты с успехом прошла на «Мосфильме».
Манускрипт нахождения сокровищ попадает в руки молодого историка Антона Космича (актер Евгений Шварц), за которым начинается погоня.
Фильм открывал Международный минский кинофестиваль «Лiстапад», его выход приурочен к празднованию 25‑летия Союзного государства и 100‑летию белорусского кино. В ленте показано немало белорусских замков: костел Святой Вероники в деревне Селище, усадьба Чапских в Прилуках, Мирский замок... Часть съемок прошла и в новых студийных павильонах «Беларусьфильма».
Как рассказал режиссер Кирилл Кузин, фильм о Черном замке Ольшанском уже был снят классиком белорусской кинематографии Михаилом Пташуком:
— Мы решили обновить историю. Она уходит корнями в XVII век. Сохранившийся до наших дней пергамент попадает в руки молодого исследователя Антона Космича, он узнает, что драгоценности польских князей Ольшанских могут быть спрятаны в подземелье Ольшанского замка. Мистическим образом Космич переносится в прошлое, где ему предстоит разгадать тайну находки и стать частью старинной легенды о Черном замке.
После премьеры мы побеседовали с композитором Юрием Потеенко, написавшим музыку к фильму.
— Юрий Анатольевич, сложно ли было сохранить атмосферу детектива Короткевича, балансируя между Средневековьем и современностью?
— Мы работали в атмосфере взаимопонимания. У нас не было творческих разногласий, споров, когда «ребенок» рождается в муках. В муках ничего хорошего не рождается. У нас была возможность записывать музыку прекрасными музыкантами и с прекрасным оркестром. Работа была легкой, делалась нами с большим удовольствием, с присутствием артистического флера, который необходим для записи музыки в кино.
— Сравнивали ли вы себя с зарубежными фильмами: «Сокровище нации», «Индиана Джонс», где музыкальная тема главнее, чем сам фильм? Музыка, которая звучит в «Черном замке», со временем может стать легендарной?
— Музыка не выйдет из фильма. Самое главное достоинство музыки в кино, когда она не тащит на себя «одеяло», является абсолютно органичной внутри тех событий мира кино, где она существует.
— Есть разные взгляды: должна ли музыка выходить из зрительного зала или нет?
— Есть изначальное видение продюсера, должна или нет музыка выйти из фильма за пределы кино, но, как правило, я мало встречал режиссеров, которые бы хотели такую музыку, которая была бы больше, чем кино.
Выход ленты приурочен к двум знаменательным датам: 25-летию Союзного государства и 100-летию белорусского кино— Владимир Короткевич изучал и широко использовал в своем творчестве фольклор — духовное сокровище народа. Студентом исследовал в своей дипломной работе социальные сказки и легенды в восточнославянском фольклоре.
— У нас возник разговор с продюсером фильма по поводу того, что он услышал в музыке русские интонации. Он сказал: «Мне нужны белорусские». И тут я крепко задумался, чем же русские интонации отличаются от белорусских. Я не нашел больших принципиальных различий между белорусскими и русскими интонациями.
Сюжет фильма уносит во времена восстания православных князей против польского короля.
— Короткевич глубоко погружался в язык.
— Чем глубже погружаешься во времени, тем больше понимаешь, что русский и белорусский языки похожи. Общие корни говорят о единстве, об общей истории, у нас единый менталитет. Это наше общее кино, которое интересно должно быть всем: и русским, и белорусам, и нашему грузинскому оператору.
— Фильм снят в двух вариантах: одна версия длится 3 часа 20 минут, вторая — час пятьдесят. Будет ли сериал, продолжение?
— Это зависит от проката.
— Где он будет?
— В Беларуси и России, а также в Китае. Председателем жюри Минского международного кинофестиваля «Лiстапад-24» был китаец, и он наградил фильм.
— Для каких фильмов вы любите писать музыку?
— Для новых.
— Сколько часов длится рабочий день?
— Самый удачный рабочий день — это когда проснулся и никто тебе не звонит. После обеда становится хуже — звонки одолевают, приходится включаться в жизнь.
— Самое страшное?
— Просыпаешься, а музыки в голове нет.
— Что вдохновляет композитора?
— Жизнь. Я живу в мире, который меня вдохновляет или не вдохновляет. Это всегда состояние и реакция души на то, что ее трогает.
— Как возникает главная музыкальная тема в фильме?
— Когда видишь отснятый материал и понимаешь, о чем фильм.
— Над чем сейчас работаете?
— Над «Арсеньевым». Роль исследователя Дальнего Востока исполняет народный артист России Евгений Миронов. Это будет восьмисерийный фильм. Также я записал 31 передачу на радио «Орфей» — «Голос за кадром».
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru