Беда — это на удачу
Встречаемся с Леонидом Бедой-младшим на улице, названной в честь его отца. Под мемориальной доской с портретом прославленного военного летчика свежие цветы.— Конечно, я чувствую гордость здесь. Да и, признаться, хотел бы переехать на улицу Беды! Не раз об этом задумывался, но все никак не представлялась возможность. Еще бы и поселился в доме номер 13, — иронизирует над своей фамилией Беда-младший.
В юности будущий дважды Герой Советского Союза немного стеснялся своей фамилии. Мол, не сулит ничего хорошего. Однако на фронте Великой Отечественной все оказалось наоборот: фамилия Беда ассоциировалась со счастливым оберегом — все летчики стремились попасть под командование Леонида Игнатьевича. Почему? Его группы успешно выполняли задачи при минимуме потерь со своей стороны. Пилотов его эскадрильи называли школой Беды. Командир заранее прорабатывал маршруты, разбирал возможные варианты боя, а после оценивал по пятибалльной шкале действия каждого летчика. А вот для противников и правда наступала настоящая беда, если в воздухе появлялась группа под руководством Леонида Игнатьевича.
— Секрет успеха отца в том, что он от природы был склонен к математике и анализу, получил педагогическое образование. На фронте он стал настоящим учителем для своих летчиков, — рассказывает Леонид Беда-младший.
Крещение под Сталинградом
Леонид Беда родился в 1920 году в селе Новопокровка в Казахстане. Окончил Уральский учительский институт, параллельно с учебой занимался в аэроклубе.— Он стал преподавателем физики и математики, но долго поработать не удалось. Отца направили в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов.
На фронт молодой летчик попал в августе 1942 года, в штурмовой авиационный полк под Сталинградом. День прибытия Леонида Беды совпал с одним из самых страшных дней в истории города — бои не утихали ни днем, ни ночью. Большая часть Сталинграда была сожжена, немецкие войска подошли вплотную. Единственным спасением стали советские штурмовики и бомбардировщики, которые гибли десятками, выигрывая время для организации обороны. И если первый вылет Леонида Беды был удачным, то второй чуть не стал фатальным…
Эскадрилья атаковала эшелоны противника в районе железнодорожного узла. Когда группа выполнила задание и взяла курс на аэродром, Леонид Беда обнаружил: не сбросил бомбы, они все еще на борту его самолета. В то время возвращаться с боекомплектом было подсудным делом, поясняет мой собеседник:
— Отец развернулся и решил сбросить оставшиеся бомбы. Совершил распространенную среди молодых летчиков ошибку: покинул строй и пошел в атаку в одиночку. Немцы, увидев звезды на крыльях, удивились такой наглости. По нему открыли огонь, но он все-таки сбросил бомбы и развернулся для ухода на свою территорию. Правда, тут же возле его самолета возникли четыре «Мессершмитта». Ведущий немецкой группы показал большим пальцем вниз: мол, давай садись у нас. А отец им в ответ — кукиш.
Чудом Леонид Беда дотянул до аэродрома, посадил машину на фюзеляж — шасси не работали. После подсчитали прямые попадания в его Ил-2 — 385. Самолет восстановлению не подлежал.
— Немецкие истребители били по самолету поочередно, заходили сзади и стреляли в упор до окончания боекомплекта. Тогда Ил-2 был еще одноместным, без стрелка. Но машина очень живучая — немецкие летчики ее называли «бетонной». Сам же отец был ранен в голову и в руку, попал в госпиталь. Когда выписался, то узнал, что его полку присвоили гвардейское звание. Отец сразу включился в интенсивную работу полка и вскоре, в декабре, получил свою первую награду — орден Красной Звезды, хотя был представлен к ордену Красного Знамени, — вспоминает сын Беды.
Леонид Беда возглавил 1-ю гвардейскую Сталинградскую 5-орденоносную штурмовую авиационную дивизию в Лиде.
Освобождение Беларуси
Не единожды Леонид Беда отличился в операциях по освобождению Беларуси. В июне 1944 года его эскадрилье, как одной из лучших в дивизии, поставили важную задачу — уничтожить вражеский путевой разрушитель в районе станции Орша. Леонид Беда видел результаты работы этой машины: перебитые через каждые два-три метра стальные рельсы, перерубленные пополам шпалы. При отступлении немцы нередко прибегали к помощи путеразрушителей. Они в основном работали ночью, под мощной охраной. Днем их маскировали, район расположения прикрывался сверху группой истребителей. Несмотря на тщательное прикрытие, Леонид Беда со своими летчиками смог обнаружить путеразрушитель и уничтожить. Благодаря штурмовикам удалось сохранить 150-километровый участок железной дороги Орша—Борисов. За это Леониду Беде присвоили звание почетного железнодорожника.
Леонид Беда и космонавт, дважды Герой Советского союза Петр Климук.
По стопам отца
После войны Леонид Беда окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина. Его набор называли золотым: все летчики были Героями и дважды Героями Советского Союза. Затем была служба в Средней Азии, учеба в академии Генерального штаба, служба в Северной группе войск. В 1963 году Леонид Беда возглавил 1-ю гвардейскую Сталинградскую 5-орденоносную штурмовую авиационную дивизию в Лиде, в которой прошел всю войну, затем стал командующим 26-й воздушной армией, командующим авиацией Белорусского военного округа. Леонид Беда — член ЦК Компартии Беларуси, депутат Верховного Совета БССР 5-го и 9-го созывов. Жил Леонид Игнатьевич с семьей в Минске до рокового воскресенья 26 декабря 1976 года… Если вы ориентируетесь в столице, то знаете, что улица Беды прилегает к улице Сурганова. Это не просто так. Автокатастрофа на трассе Брест—Москва декабрьским утром унесла жизни двух видных деятелей: командующего авиацией Белорусского военного округа Леонида Беды и заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Президиума Верховного Совета БССР Федора Сурганова.
В тот день в Беловежской пуще отдыхал Рауль Кастро. На встречу с ним прилетели Машеров, Киселев, Сурганов. Аэродром был военный, поэтому там присутствовал и Леонид Беда. После того, как улетел Кастро, все отправились в Минск на автотранспорте. На заправке Беда пересел из машины Машерова в машину пригласившего его на беседу Сурганова. На дороге показался автобус, который не остановился по требованию ГАИ, а впереди другой автобус стоял на проезжей части, чуть съехав на обочину. В результате движущийся автобус врезался в стоящий так, что его развернуло на полдороги. В него и влетела машина Сурганова…
Леонид Беда-младший пошел по стопам отца. Окончил Ейское авиационное училище и также отдал военной авиации 36 лет. Ныне работает в гражданской, в авиакомпании — экипаж вертолета тушит пожары в Греции:
— Отец брал меня на аэродромы и полигоны с самого детства. Я тогда уже знал, что пойду в летчики. Однако до последнего момента не афишировал свое желание поступить в авиационное училище. Прятал извещения военкомата, пока мама не обнаружила в почтовом ящике приглашение на одну из медицинских комиссий. Мама переживала за меня, пыталась отговорить. Отец же поддержал, искренне порадовался, давал мне ценные советы.
Называть наши улицы в честь героев войны стали через три года после освобождения Беларуси. Прогуливаясь по Минску, можно вспомнить как о подвигах отличившихся белорусов — Бельского, Доватора, Захарова, Куприянова, так и прославленных бойцов других, уже бывших советских республик — Солтыса, Рафиева, Чигладзе, Асаналиева.
matuzova@sb.by
Фото автора.