Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении начнет работу с 1 августа. Касается он и таксистов, которые выполняют перевозки без расписания и постоянного маршрута. Электронный ресурс объединит информацию обо всех диспетчерах, водителях и машинах такси. А с 1 ноября те, сведений о ком не окажется в этой базе данных, работать не смогут. Легко догадаться, что за бортом останутся в первую очередь «бомбилы», борьба с которыми ведется на протяжении многих лет. И не зря, ведь эти люди не платят налоги и, что хуже, не гарантируют безопасность пассажирам. Приструнят и «подключал», которые передают заказы случайным людям, вздумавшим потаксовать. Как и все новшества, реестр вызывает вопросы и опасения, развеять которые корреспонденту «СБ. Недели» помог Андрей Гладкий, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса.
Кто и как будет заполнять реестр
Возможность вносить сведения о водителях и машинах такси в электронную базу данных получат только перевозчики, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели. С 1 августа по 31 октября сделать это можно будет бесплатно. Позже внесение сведений о работнике обойдется в 1 базовую величину (сейчас это 40 рублей), о машине — 2 базовые.При этом с водителями должны быть заключены только трудовые договоры — и никак иначе. Машина же, которая вносится в реестр, может находиться у перевозчика лишь на законных основаниях: в собственности или аренде.
Риск проникновения нелегалов
Перевозчик в своем личном кабинете будет не просто вносить информацию о водителях и машинах, которые работают на него, но и указывать сроки действия их документов — водительских прав, медицинской справки, техосмотра. Подтверждать это следует сканами. Процесс будет контролировать Транспортная инспекция. Предполагается, что водителя, автомобиль, диспетчера или перевозчика включат в реестр в течение одного рабочего дня. Проверка достоверности сведений в большинстве случаев будет проводиться автоматически, ведь предусмотрено взаимодействие реестра с базами данных ГАИ, «Белтехосмотра» и другими. В случае же возникновения подозрений развеет сомнения запрос. Таким образом, нелегалы никак не могут оказаться в реестре. Работа вне его влечет административную ответственность с возможностью конфискации авто.Что даст реестр пассажирам такси
Гарантии безопасности и высокого качества услуг. Вы можете быть абсолютно уверены в том, что на заказ приехал водитель, который имеет соответствующую квалификацию и опыт, прошел медицинское освидетельствование, а машина допущена к участию в дорожном движении и технически исправна. Да, все это порой не помогает избежать ДТП. Но и в этом случае ваши права будут защищены. Ведь у официальных перевозчиков имеется договор обязательного страхования ответственности перед пассажирами.В салоне автомобиля такси обязательно должно вестись видеонаблюдение. Перевозчику придется хранить видеофайлы не менее 15 суток.
К слову, повышения цен на услуги такси из-за введения в действие реестра не прогнозируется.
Как узнать, состоит ли машина, приехавшая на заказ, в реестре
Некоторая информация электронной базы будет находиться в открытом доступе. Если на ваш вызов приехала машина без опознавательных знаков такси, это уже является нарушением и поводом проверить ее наличие в реестре. Будет достаточно вбить в базу данных ее госномер. Видимо, следующим шагом после создания реестра станет разработка его мобильного приложения.Как к реестру отнеслись таксисты
У тех, для кого работа в такси — основной вид деятельности, реестр нашел абсолютную поддержку. Наличие «бомбил», серых схем создает нездоровую конкуренцию, мешает нормально развиваться. Люди надеются, что бизнес станет прозрачным и от этого выиграют и таксисты, и пассажиры, и государство.Реестр станет помощником для перевозчиков. Например, программа увидит, что у некоего водителя истекает срок действия медицинской справки, и за пару недель до часа икс подсветит его имя, скажем, желтым. Если это будет проигнорировано и справка не обновится, статус водителя в системе станет неактивен, а значит, ему попросту не будут направляться заказы.
Водителей же реестр защитит от переработки. Система увидит выход каждого на линию и через 12 часов автоматически его деактивирует. Таким образом будет соблюдаться режим труда и отдыха. Это, без сомнения, сделает наши дороги безопаснее.
За что удалят из реестра
Бесправник из базы данных автоматически исключается. В остальных же случаях — скажем, просрочились документы, сломалась машина — предусмотрено приостановление нахождения в реестре. После устранения недостатков в него всегда можно вернуться.Поездка по личным делам и парковка машины у дома недопустимы
Звучит грозно, но на самом деле легко решаемо. И такие требования, к слову, вовсе не являются чем-то новым. Еще одна из целей создания реестра — добиться соблюдения правил, которые уже существуют. Запрет на поездки в машине такси по личным делам снимет спорные вопросы. Ведь при остановке Транспортной инспекцией и наличии нарушений таксисты начинают утверждать, что не работают, а везут родственников или друзей. Делать это никто не запрещает, но тогда нужно снять оформление такси — плафон, боковые желтые наклейки.Точно так же следует поступить, если хочется оставить автомобиль во дворе. С 2008 года существует требование: транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, должны находиться на охраняемой стоянке либо парковке перевозчика. Между тем возле домов, где зарегистрировано юрлицо, сегодня можно увидеть 10 — 15 машин такси. Из-за этого постоянно возникают конфликты с другими людьми, которым просто негде парковаться. В отношении ИП, которые имеют одну машину, вопрос парковки во дворе еще рассматривается.
Андрей Гладкий сообщил: если реестр себя оправдает и поможет достичь ясности, четкости и прозрачности в перевозках, Минтранс инициирует создание такой базы данных и для перевозчиков в регулярном сообщении — с отменой лицензий.