Выгодное предложение — только сегодня
В начале октября заприметила в магазине зимние ботинки. Купить не решалась — дорого. Но когда заглянула в ТЦ на днях, обнаружила, что 30 % цены как ветром сдуло. В итоге приобрела зимнюю обувь за 180 рублей. Продавцы объяснили: на носу «черная пятница».Подруга рассказала, что в сентябре выбирала курсы английского. В одной из школ ей предложили бесплатное пробное занятие и скидку на первый семестр. В итоге за месяц выходило 216 рублей. Заманчиво. Но на всякий случай изучила и другие предложения. Что интересно, самое выгодное нашла недалеко от работы: даже без скидок месяц занятий — 180 рублей.
Влад Макаревич, старший преподаватель кафедры цифровой экономики экономического факультета БГУ, уверяет, что «черная пятница» — с одной стороны, маркетинговый ход, но с другой — реальная возможность сэкономить:
— Продавцы действительно снижают цены, иногда очень значительно, но не на все товары. Важно помнить, что многие компании могут использовать такие скидки, чтобы привлечь внимание, но не всегда снижение цен честное. Бывают случаи, когда стоимость предварительно завышают, чтобы потом искусственно ее снизить. Поэтому перед покупкой желательно сравнивать стоимость на одни и те же товары в разных магазинах, проверять динамику в интернете. Если делать покупки обдуманно, можно действительно сэкономить.
Магазины активно напоминают о выгодных предложениях в электронных письмах, пуш-уведомлениях.
— Продавцы используют множество приемов. Например, создают ощущение срочности: предложение действует «только сегодня» или товара осталось всего несколько штук. Это заставляет покупателей принимать поспешные решения, боясь упустить «выгодную» сделку. Еще одна уловка — бесплатная доставка при покупке на определенную сумму, которая мотивирует потратить больше, чем планировалось, — уточняет эксперт.
Закрытая распродажа — еще один инструмент. Например, своим подписчикам сервис сообщает, что для них скидочные рассылки начнутся раньше. Цифровой маркетинг платформы подстраивается под осенний ценопад сменой оформления сайта и впечатляющей скидкой, таймером со сроком действия предложения.
Как не поддаться на шопинговый гипноз?
— Чтобы не потратить все деньги, заранее составьте список необходимых покупок и строго его придерживайтесь, — советует Влад Макаревич. — Важно также установить лимит расходов и не превышать его. И конечно, старайтесь избегать импульсивных покупок: возьмите время на обдумывание, прежде чем что-то купить.То, что в торговых центрах, на онлайн-платформах распространены распродажи, для покупателей плюс. В свою очередь у производителей появляется возможность освободить склады от залежавшегося товара. Но сегодня скидочные предложения встречаются так часто, что клиенты практически перестали на них реагировать, делится наблюдениями Влад Макаревич:
— Акции, конечно, работают — они привлекают внимание и стимулируют спрос. Но в некоторых случаях скидки не такие большие, а из-за частоты акций у покупателей появляется иллюзия, что они могут дождаться лучшего предложения, что снижает спонтанные покупки. Тем не менее для некоторых категорий товаров, например электроники или одежды, такие распродажи остаются выгодными при разумном подходе. Главное — не поддаваться ажиотажу и тщательно сравнивать предложения.
Справедливый баланс
Одна из самых честных — скидка на социально значимые товары для уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, многодетных и малообеспеченных. Размер дисконта составляет 10 %. В конце сентября 14 торговых сетей продлили до конца года действие соглашения о предоставлении скидок тем, кто в них больше всего нуждается. Такой подход востребован населением. По данным МАРТ, уже выдано более 2 миллионов дисконтных карт, а сумма предоставленной по ним скидки превысила 85,3 миллиона рублей.Наша страна не только выполняет все социальные обязательства, но и совершенствует эффективные механизмы поддержки граждан.
— Правительство работает над альтернативной системой регулирования цен в стране. Основная задача — создать систему с наименьшим вмешательством государства в процессы ценообразования, но вместе с тем обеспечить стабильное насыщение внутреннего рынка, развитие экономики и доступные цены для населения на товары, — заявил Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли.
Также Правительство подписало постановление № 713 (5), которое корректирует отдельные нормы ценового регулирования. Среди новаций — снижение надбавок импортеров на гречневую крупу, макаронные изделия из пшеницы, соки, нектары овощные, плодоовощные, фруктовые, ягодные, чулочно-носочные изделия, плитку керамическую, зубную пасту.
Светлана Бартош, заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей, подчеркивает:
— В пятый раз Правительство корректирует нормы ценового регулирования. Такие шаги важны для сохранения не только ассортиментного перечня, но и семейного бюджета граждан. Важным остается правило, что максимальные розничные (оптовые) цены должны соблюдать и организации, и индивидуальные предприниматели. Также отмечу, что ценовое регулирование не касается предметов роскоши и товаров премиум-класса. Это говорит о том, что при посещении магазинов покупатель может найти товар по своему кошельку, исходя из своих возможностей.
Не угодить в сети обмана
В преддверии больших распродаж мошенники создают фишинговые сайты-«близнецы», которые похожи на магазины популярных брендов и маркетплейсов. Обманщики выдают себя за продавцов электроники, бытовой техники, одежды и обуви, используя те же каналы продвижения, что и легальные ресурсы: рассылку в мессенджерах, поисковую оптимизацию и продвижение в соцсетях.Выглядеть поддельные страницы могут весьма убедительно, но их доменное имя будет отличаться от оригинального хотя бы на одну-две буквы. Поэтому не следует переходить по сомнительным ссылкам. Лучше совершать покупки в интернете по отдельной карте. Помимо этого, чтобы защитить свой смартфон или компьютер от различных угроз, надо скачать антивирус.
ЧТО ВЫ ПОКУПАЕТЕ НА СКИДКАХ?
Марина Лукиянец, заведующая методическим отделом Дятловского районного центра культуры и народного творчества:
— Когда начинается распродажа, прихожу в торговый центр не просто так, а за конкретной вещью. В магазинах одежды нередко обещают подарить третий товар при покупке двух. Предложение звучит очень заманчиво. Но если мне понравилась и подошла только одна футболка, тратить деньги на ненужную вторую ради третьей смысла не вижу. В интернете нередко выбираю бытовую технику и электронику — предложений много, есть доставка, гарантия, не нужно специально ехать в другой город.
Анастасия Совецкая, врач-гигиенист Глубокского районного центра гигиены и эпидемиологии:
— Заметила, что формы скидок постоянно совершенствуются: это сезонные предложения, бонусы по программе лояльности, снижение цены за обмен старого товара на новый и многое другое. Сегодня такие предложения вошли в обычную практику. Во время той же «черной пятницы» меня все же больше волнует выгодность покупки с точки зрения ее полезности. Да и количество людей, которые в день распродаж хотят стоять в огромных очередях в торговых центрах и магазинах, уменьшается. На маркетплейсах заказываю товары по мере необходимости, не дожидаясь удешевления. Тем более ассортимент вещей, которые продаются с 50—70-процентной скидкой, обычно очень ограничен, и, как правило, они не сильно востребованы даже по бросовым ценам.
hilkok@sb.by