Считаете ли вы приговор участникам дела о договорных матчах слишком суровым?
Игра должна быть честной
Это был первый в Беларуси подобный процесс, а потому он приковал к себе немалый интерес. Наблюдая за слушаниями, нередко складывалось впечатление, что многие, даже находясь в зале суда в качестве обвиняемых, не могли поверить в серьезность ситуации: отпускали колкие реплики, хихикали, пытались шутить. Впрочем, после оглашения приговора многим стало не до смеха.
Есть о чем погрустить и всем, кто причастен к белорусскому футболу: в последнее время здесь все наперекосяк — шумим не на футбольном поле, где проигрываем даже Люксембургу, а исключительно в судебных кабинетах. Не так давно суд приговорил бывшего директора департамента судейства и инспектирования Белорусской федерации футбола Андрея Жукова к 5 годам заключения в колонии усиленного режима и к конфискации имущества — за назначение судей на определенные матчи Жуков брал взятки в размере 100 — 200 долларов. И вот — еще одно громкое дело.
Нужно заметить, что темы нечестных игр поднимаются и педалируются у нас далеко не впервые. И на заре становления суверенного футбола об этом много писалось в прессе, было и резонансное «дело кротов». Но инициатором всех разоблачений всегда был кто–то другой, а не Белорусская федерация футбола, коей, казалось бы, сам бог велел вплотную заниматься обозначенной и острой проблемой. Дистанцировались в АБФФ от темы «договорняков» и нынче, будто это не в их огород очередной камень. Футбольный мир — очень тесен, а, как говаривал Мюллер, что знают двое, знает и свинья. Трудно предположить, что слухи и разговоры о темных делишках и странных матчах велись с какой–то особой секретностью и не витали в кулуарах, достигая многих футбольных ушей. Тем не менее в колокола никто не бил.
А схема между тем проста и известна. «Заказчики» предлагали футболистам деньги, чтобы те в определенном матче обеспечили конкретный результат. На него в букмекерских конторах делались серьезные ставки и таким образом наваривался немалый куш. Среди подсудимых оказались как те, кто имел непосредственный контакт с «заказчиками», брал у них деньги и перераспределял среди футболистов, так и непосредственные исполнители «спектакля» на футбольном поле. Суммы гонораров были в пределах тысячи долларов. Как видим, состояния себе никто из участников дела не сколотил, а вот репутацию и честь погубили навсегда.
Владимир Маковский. Былое и думы.
Вину свою признали все. А все ли раскаялись? Вряд ли это возможно угадать. Один из участников договорных матчей, например, форвард, поигравший в свое время и в минском «Динамо», и в БАТЭ, вообще высказал крамольную мысль: «Поверьте, на такое бы, как мы, согласились 90 процентов людей». Что ж, каждый судит по себе...
Вячеслав Замара. Отыграл.
Соблазн срубить легких денег — еще один мотив. По сути, ведь фактически ничего делать игрокам не приходилось: где–то недобежать, где–то промахнуться. Вряд ли кто–то из болельщиков вообще заметил что–то нечистое в этих матчах. Наивностью фигуранты дела тоже пытались оправдаться. Мол, какой же это обман и уж тем более нарушение закона, если никто не пострадал и даже не заметил подвоха?! Такая вот логика. Договорные матчи — очень сложный предмет. Все знают, что они существуют, но выявить их практически невозможно. И тем важнее созданный прецедент — теперь каждый будет понимать и помнить, что возмездие может настигнуть его в любое время. И наказание будет серьезным: шутки шутить и в угол ставить никто не собирается. Возможно, кого–то это в решающий момент остановит.
Теперь непосредственно к приговору. Самое суровое наказание понесли Юрий Сыроквашко и Вячеслав Замара, которые оказались наиболее активными участниками договорных схем. Они приговорены к трем годам ограничения свободы с направлением в исправительные учреждения открытого типа. Самый известный из участников процесса, бывший форвард минского, киевского «Динамо» и сборной страны Владимир Маковский, приговорен к двум годам ограничения свободы без направления в исправительные учреждения. Свое участие в криминальном деле он, к слову, объяснил сухо и вполне деловито: «просто хотел дать ребятам возможность заработать». Остальные фигуранты дела выплатят штрафы различного размера. Я.Лемик — 92 тысячи белорусских рублей штрафа (4.000 базовых), В.Желудок — 27,6 тысячи (1.200 базовых), А.Лебедев, А.Тишкевич, С.Шуманов, А.Порываев — по 18,4 тысячи рублей (800 базовых), Ю.Рыжко и И.Гаврилов — 11,5 тысячи рублей (500 базовых), И.Журавлев, В.Палазник, Е.Гудель и А.Сакович — по 9,2 тысячи рублей (400 базовых). Материалы в отношении еще одного футболиста, А.Алумоны, переданы в российскую прокуратуру, так как форвард является нынче игроком клуба ФНЛ «Динамо–Брянск».
Тот же форвард, который записал 90 процентов футболистов в потенциальные жулики, услышав приговор, нашел нужным возмутиться и деловито заметить: «С учетом того деяния, которое было совершено, и тех сумм, которые нами были получены, считаю, мы получили серьезные наказания. Штрафы большие, а про тех, кто получил сроки, я молчу. По мне, это очень большие наказания. У многих дети, беременные жены...»
Играть нужно честно и по правилам. Dura lex, sed lex — закон суров, но это закон.
s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.