В чем в чем, а в части продовольственного рынка Беларусь уже давно не зависит от импортных поставок. Разве что в нишевых товарных группах: чай, кофе, цитрусовые… Словом, та продукция, которую мы называем пресловутым термином «критический импорт». Базовые продовольственные товары у нас свои. И с избытком. И они являются значительной статьей экспорта.
Не надо думать и гадать, доверять измышлениям маркетологов. Есть упрямая статистика. А она утверждает: молока и молочных продуктов в Беларуси производится в два с половиной раза больше, чем потребляется. Говядины — почти в 1,7 раза больше, курятины — в 1,4 раза, яиц — в 1,3 раза. По картофелю, овощам и бахчевым самообеспеченность составляет около ста процентов. Как и по свинине. Если и есть какие-то вопросы, то по фруктам и ягодам. Их производство от потребления составляет 50–60 процентов. Иной раз 80 процентов, как в 2018 году, когда выдался небывало высокий урожай яблок.
Но если говорить о продукции животноводства, то ее дефицит невозможен уже ни при каких обстоятельствах. Тем более что наша аграрная отрасль отличается минимальной зависимостью от импорта. Будем объективны: есть некоторые узкие места. В части производства некоторых кормовых добавок, ветеринарных препаратов. Использовали в животноводческих комплексах и импортные технологии и оборудование. Но их значение не стоит переоценивать.
В большинстве случаев мы не приобретали готовых решений «под ключ» у импортеров. Немало составляющих для ферм уже выпускаются белорусскими предприятиями. Да, некоторые узлы, агрегаты использовались зарубежные. Но в целом в части проектирования, строительства, обслуживания современных животноводческих комплексов в стране накоплены достаточные компетенции. Что позволяет оперативно и без потери эффективности перейти на новых поставщиков оборудования. Кстати, этот опыт сегодня достаточно интересен для российских агрохолдингов, которые нередко приобретали у западных поставщиков технологии «от и до».
Словом, на нашей аграрной отрасли охлаждение отношений с европейскими странами и поставщиками фактически не отразилось. Все вопросы решались, так сказать, в рабочем порядке.
Поэтому в первом квартале темп роста производства сельскохозяйственной продукции составил 103 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем производство птицы и скота (в живом весе) увеличилось почти на четыре процента.
Другими словами, продовольствия вообще и мясной продукции в стране производится в избытке. Соответственно, и никакого дефицита быть не может. Ни теоретически, ни практически. Тем более что в Беларуси выработана четкая система наполнения внутреннего рынка. И органы государственного управления следят за наличием ключевых потребительских товаров в торговле.
Поэтому все опасения дефицита каких-то продовольственных товаров беспочвенны. А предположения об их нехватке явно непрофессиональны. Впрочем, сегодня в информационном пространстве переплетается множество интересов. Самых разнообразных и не всегда благовидных. Давление на нервы населения — один из инструментов гибридного противостояния. Не стоит забывать и про маркетинговую составляющую. Как известно, манипуляции общественным мнением нередко происходят и в чисто коммерческих интересах. Причины и источники слухов могут быть самыми разными. Главное, чтобы они не становились поводом для беспокойства. Предположения предположениями, но есть конкретные цифры. А они говорят о том, что продовольствия в стране производится в избытке.
volchkov@sb.by