Мы проверили, соблюдают ли правила безопасности посетители скейт-площадок

Группа риска на рукаве

Короткий, но интенсивный разгон, толчок, взлет, несколько секунд парения и приземление. В зависимости от того, как трюк прошел, следует восторг победителя или в буквальном смысле слова боль поражения. Развлечения не для слабаков, но то ли благодаря этому, то ли вопреки экстремальные виды спорта привлекают все больше поклонников. Между тем скейтбординг, трюки на самокатах, роликовых коньках и велосипедах действительно травмоопасны. Подтверждение тому — недавнее трагическое происшествие в витебском скейт-парке, где насмерть разбился 16-летний велосипедист. Корреспондент «Р» озаботилась вопросом безопасности таких площадок и прошлась по некоторым из них, чтобы посмотреть, существуют ли там правила безопасности и следуют ли им посетители.

Излюбленное место

Самое популярное место у минских любителей покатушек — парк экстремальных видов спорта по улице Столетова. Здесь рядом с площадкой для паркура разместилась большая и хорошо оснащенная скейт-площадка. Рампа и мини-рампа, флайбокс, кикер, квотер-разгонка, квотерпайп, рейл — эти слова, милые сердцу любого скейтбордиста, обозначают специальные модули, которые дают возможность разогнаться, взлетать в воздух и выполнять разные трюки. Правила пользования позволяют кататься здесь не только на досках, но и на самокатах, а также BMX—велосипедах, — предназначенных для экстремального катания и выдерживающих большие нагрузки. Сразу стоит предупредить: с горными или шоссейными байками здесь делать нечего!

На площадке сейчас не меньше двух десятков человек самого разного возраста. Одни только пробуют свои силы, пытаясь хотя бы удержаться на скейте, другие отважно гоняют на самокатах по наклонным и вогнутым поверхностям, третьи выполняют достаточно сложные трюки. Прямо у моих ног приземляется, слетев с рейла (металлической трубы для скольжения), и катится по бетонному покрытию паренек. Вслед за ним грохочет велосипед. Не успеваю испугаться за парнишку, как упавший вскакивает, хватает свой транспорт и вновь смешивается с толпой катающихся. Без шлема, а также налокотников и наколенников пришлось бы ему худо. Однако в средствах защиты катаются здесь далеко не все юные спортсмены.

— Вынудить надеть средства защиты, ограничить доступ без них к площадке мы не имеем права, — объясняет мне Борис Тарасов, инструктор по скейтбордингу ГУ «Партизанский ФОЦ»— Правила эксплуатации этих тренажеров вообще не предусматривают наличие присмотра, разве что для детей до 10 лет. Совершеннолетних же вообще нельзя заставить. Впрочем, ребята, которые только учатся кататься или осваивают новые трюки, и сами надевают  защиту.

К разговору присоединяются поклонники активного вида спорта. 13-летний Влад Скачко и 14-летний Даниил Саксонов занимаются скейтбордингом уже около двух лет, так что уверены в себе и катаются без защиты — считают, что она сковывает движения, а в некоторых случаях даже вредит. Мол, бывают случаи, когда без защиты полученные травмы оказались бы куда легче. Ребята наперебой, с известной долей бахвальства потчуют меня историями о своих и чужих вывихах и переломах. Видимо, притяжение полета на скейте для них гораздо сильнее страха боли.

Соблазн за забором

Хорошо отзывались поклонники скейтбординга и о площадке в сквере возле МТЗ. Уверяют, что доступ туда свободен, однако я натыкаюсь на полное безлюдие и запертую калитку в заборе, огораживающем площадку. Даже на мой неопытный взгляд оснащение здесь хорошее: на небольшой территории поместились бэнк, фанбокс, квотерпайп, мэнуал пэд, дабл вайв, грайндбокс — модули, позволяющие разгоняться, скользить, взлетать. А прямо на дороге за забором трое подростков уныло стучат скейтами, спрыгивая на них с тротуарного бордюра.

Те, кто отрабатывает сложные трюки, надевают шлемы без напоминаний.

— Ребята, а чего вы здесь катаетесь, когда рядом такая площадка шикарная?

— Так ведь не пускают… — отвечают пацаны. — Заперто.

Они говорят, еще месяц назад приходили сюда свободно. Когда точно на калитке защелкнулся замок, не знают, как и о причинах изоляции. Советуют спросить «вон у той женщины с белыми волосами возле кафе, она ругалась, когда мы калитку пробовали открыть».

— Слишком часто здесь травмируются дети! — пояснила та самая дама с белыми волосами. — Вот буквально сегодня «скорая» забрала мальчика лет десяти со сломанной ногой. Как он туда попал? Так через забор перелезают, их тут человек двадцать было!

Такое непреодолимое стремление к квотерпайпам вызывает уважение — забор из мелкоячеистой сетки в высоту метра два, не меньше. Что ж, признать стоит, вопрос обеспечения безопасности детей на площадке в сквере МТЗ решен радикально…

Простенько, но привлекательно

Скейт осваивает 5-летний Алексей.
Старожилы говорят, уже лет тридцать, не меньше, привлекает любителей экстремальных катаний рампа в парке Дружбы народов, недалеко от подстанции. Довольно высокая конструкция выполнена из металла, на нее можно забраться по лестнице, а на широком столе хватит места нескольким катающимся. Правда, сейчас половину его занимает лужа, на сухой части отрабатывают разгоны и прыжки на самокатах четверо мальчишек. Признаться, перепугалась, когда переднее колесо самоката 11-летнего Никиты вдруг сошло с траектории, съехало с металла и уперлось в траву, а сам мальчишка кувырком выкатился мне под ноги, — ведь даже минимальной защиты на нем не было. Но трава смягчила падение, а сконфуженный Никита тут же снова вскочил на самокат.

Оказалось, сюда, на перекресток улиц Орловской и Карастояновой, мальчишки приехали аж из Кунцевщины! На вопрос, нет ли места покататься поближе, пожимают плечами:

— На Столетова если только. Но там всегда народу очень много…

Точно такая же рампа, только со швами получше качеством, разместилась в парке Челюскинцев, в районе старой танцевальной площадки. Но людей там я почему-то не застала. Не исключено, что семь вечера — поздноватое время для скейтбордистов, а может, не все заинтересованные об этой площадке знают.

Еще одно место, где можно реализовать свои взлетные и парящие стремления, — скейт-пул за Дворцом детей и молодежи. На первый взгляд, ровно ничего интересного: бетонная чаша с тремя холмиками в центре. Но, понаблюдав за катающимися, понимаю, что эти холмики и края чаши выполняют роль рампы.

Каждая из площадок находится на балансе определенной организации, как правило той, на чьей территории размещена. Она и осуществляет текущее обслуживание конструкций.

— Проблема износа оборудования стоит довольно остро, —
признает Алексей Новиков, директор ГУ «Партизанский ФОЦ», которому и принадлежит скейт-площадка на Столетова. — Модули осматриваем каждый день. Наши конструкции состоят из пропитанной специальным составом 12-миллиметровой армированной фанеры и металлического каркаса. Ломаются они довольно быстро: представьте, к весу подростка добавляются масса велосипеда и ударная динамическая нагрузка. Мелкие повреждения в виде проломов ликвидируем сразу, если же ремонт требует более длительного времени, огораживаем тренажер, вешаем объявление о запрете на катание. Впрочем, это не панацея: у инструктора 8-часовой рабочий день, а ребятня там катается от рассвета до заката…

— Подобные площадки приравниваются к дворовой территории и находятся обычно в свободном доступе. Обязательное наличие на них инструктора или иного персонала не предусмотрено, — пояснил Владислав Худой, главный специалист по вопросам спорта и туризма администрации Партизанского района Минска. — Соответственно, следить за тем, чтобы катающиеся экипировались средствами защиты, некому. Чтобы не получить травмы, следует соизмерять свои силы, возможности и умения со скоростью, амплитудой движений и сложностью трюков. Ну и, разумеется, соблюдать рекомендации для посетителей, которые размещены на щите в непосредственной близости от входа на площадку.

Фото автора и Юрия Мозолевского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter