— Как результат, нас постоянно упрекают: «Мы тут чуть ли не содержим Беларусь. Она рухнет, если мы не будем ее дотировать, содержать и так далее». Но надо посчитать, чего нам стоит защита совместной границы. Напомнить им о системе противовоздушной обороны. Они долго просили меня, чтобы мы сделали ее совместной. От Балтики до Черного моря мы сегодня работаем на Российскую Федерацию. Это тоже денег стоит. И не только денег. Все деньгами не измеришь.
Иностранцев заставляют нарезать круги. Что за абсурд?
На самом деле поводов для упреков в адрес нашей страны никаких нет. Беларусь на сто процентов выполняет свои обязательства по договору о совместной охране границы. Это касается борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, контрабандой оружия, поиска похищенных автомобилей и так далее. Эффективность работы белорусских пограничников не вызывает сомнений у зарубежных коллег. И ведь мы защищаем не только свою безопасность, но и безопасность нашего главного союзника.
Мы защищаем не только свою безопасность, но и безопасность нашего главного союзника.
— То есть если иностранный гражданин въехал через границу под Брестом, то его могут под Смоленском не пропустить даже с российской визой. Его возвращают назад: давай въезжай через латвийско‑российскую или же через украинско‑российскую границу. Это что такое? Австриец, поляк, немец получил эту визу, въехал через нашу общую границу под Брестом (россияне признают, что мы границы охраняем гораздо лучше, чем они сами), проверили этого человека… Нет, ему говорят: возвращайся обратно, заезжай через Латвию. Ну что это за абсурд? И этот вопрос надо решать с россиянами.
Заблуждение или сознательный шаг?
Еще одна проблема — десятикилометровые (а то и больше) очереди автотранспорта под Смоленском. Что это? Недоверие к белорусским специалистам? Заблуждение или сознательный шаг? У Президента по этому поводу резонные вопросы:
— Грузовики, следующие через Беларусь в Россию, выстраиваются для досмотра. И не только пограничного, но и таможенного, фитосанитарного и прочего. Как так? Общая граница, договорились… Под Брестом эту машину вывернули наизнанку. Знаем, куда идет, что везет, передали Российской Федерации информацию. Они опять останавливают эти автомобили под Смоленском, Псковом, Брянском на внутренней нашей границе и начинают обратно выворачивать. Это ненормально! Мы, конечно, выдержим, вытерпим, но тогда не надо от нас чего‑то требовать…
Белорусы — не нахлебники!
Абсурдность ситуации еще и в том, что такие действия российской стороны не дают никакого эффекта, считает Александр Лукашенко:
— Зачем? Лишние взятки на границе с Россией? Мы же знаем, как они работают. Я Президента России информировал об этом. Этого быть не должно. И коль такие моменты появляются, Станислав Васильевич (С.В. Зась, Госсекретарь Совбеза. — Прим. ред.), это вам уже с Правительством надо держать на контроле.
Или вот еще пример из той же оперы. На днях в нашу страну поступила первая партия современных российских истребителей Су‑30СМ. Но, во‑первых, здесь нет никакой благотворительности. Беларусь купила эту технику за немалые деньги. А во‑вторых, мы ведь защищаем еще и воздушные рубежи России на западном направлении, заметил Александр Лукашенко:
— Так почему нам не помочь, почему не поставить оружие современное и так далее? Мы умеем им пользоваться не хуже, чем россияне. Но платим за это колоссальные деньги. Я не к тому, что мы не будем выполнять свои функции. Я к тому, что не надо вякать в СМИ и даже на более высоком, государственном уже уровне, что вот вы, белорусы, у нас тут гиря на ногах.
По словам Президента, все эти вопросы нельзя замалчивать. Минск и Москва сейчас активно обсуждают дорожную карту по дальнейшей интеграции. Белых пятен в ней быть не должно. Поэтому Президент ставит конкретную задачу:
— Надо все эти вопросы сводить на уровне Правительства — и на стол: вот, господа, старшие братья–россияне, посмотрите, какие услуги мы вам оказываем. И это недешево. Чтобы российское общество знало и понимало, что никакие белорусы не нахлебники, что русскому человеку, россиянину, в Беларуси не хуже, чем в России. Давайте прямо говорить: лучше, чем в России. И они это отмечают. Поэтому, если российское руководство готово в этом направлении действовать, тогда давайте будем с ними заключать новый договор по обороне наших границ. Если россияне не хотят этого, тогда нам надо быть готовыми, как мы и работаем сейчас, действовать, защищая свои интересы от имени Республики Беларусь, в одиночку. Все эти вопросы должны быть открыты, честны и обсуждаться на переговорах с руководством Российской Федерации, в данном случае с пограничным ведомством.
СПЕЦОПЕРАЦИЯ
КГБ Беларуси, ФСБ России и Отдельная служба активных мероприятий в поселке Хатежино Минского района пресекли деятельность подпольной нарколаборатории. Задержаны 2 гражданина России‚ изъято 30 кг синтетических наркотиков и около 430 кг прекурсоров. Также в этом году выявлены 5 российских граждан, предпринявших попытку контрабанды в Беларусь из Польши и Литвы более 506 кг наркотиков.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Правовую основу взаимодействия пограничных ведомств Беларуси и России составляют Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместных усилиях в охране Государственной границы Беларуси 1995 года и межправительственное Соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам 1994 года. Координация совместных усилий осуществляется Пограничным комитетом Союзного государства.
ФАКТ
За последние три года белорусские и российские пограничники совместно вскрыли 6 каналов незаконной транзитной миграции (2 — на территории России‚ 4 — на территории Беларуси), задержано 10 пособников данной противоправной деятельности (среди них граждане России‚ Беларуси, Афганистана и Узбекистана).
ЦИФРА
Успешно решаются вопросы депортации на территорию Российской Федерации. За три года в Россию депортировано 468 задержанных иностранных граждан.
Итоги доклада
Договор требует актуализации и усиления
По мнению Государственного секретаря Совета Безопасности Станислава Зася, белорусско‑российский Договор о совместных усилиях в охране Госграницы Беларуси требует актуализации и усиления.— Ряд положений этого договора, безусловно, потеряли свою актуальность, — отметил Станислав Зась в беседе с журналистами. — Времени прошло немало, ситуация на наших общих границах изменилась и требует более согласованных действий обоих заинтересованных ведомств и обеих стран. Мы к этому готовы и предлагаем это сделать нашим российским партнерам. Такая задача Президентом и поставлена. Мы не выходим из этого договора. Считаем полезным и нужным продолжать общие усилия по защите наших общих рубежей.
Однако отдельные нормы договора выполняются формально либо не в той степени, которая необходима, уточнил Станислав Зась:
— Это касается развития инфраструктуры пограничного контроля, оснащения сил и средств, привлекаемых для охраны госграницы. В этих направлениях нужно как минимум прилагать больше усилий.
Никто не спорит, открытость совместной границы (а это, между прочим, 1200 километров) приносит большие плюсы для граждан и страны. Но есть и большие минусы, которые нужно исправлять. И Госсекретарь Совбеза сформулировал их предельно конкретно:
— Вся незаконная миграция, которая у нас фиксируется каждый день практически, это люди, которые идут с той стороны, пользуясь прозрачностью белорусско‑российской границы. И мы задерживаем их уже на своей границе и начинаем разбираться, депортировать. Это большой и длительный процесс. Контрабанда наркотиков тоже идет в основном с той стороны, из Центральной Азии, Афганистана.
Бессмысленный и ненужный контроль
На этом фоне действия России только усугубляют положение. Беларусь как транзитная страна теряет свою привлекательность именно потому, что на белорусско‑российской границе выстраиваются абсолютно никому не нужные дополнительные пункты контроля. Разворачиваются граждане и грузы, направляются через другие страны.Надо решать и проблему очередей на границе. Ведь само по себе это явление вызывает недоумение у людей. Граница открыта, но скапливается транспорт и ожидает какой‑то проверки.
— Мы понимаем усилия Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, — отметил Госсекретарь Совбеза. — Понимаем те риски, которые есть у России, террористические угрозы и так далее. Но надо искать другие пути совместных действий, чтобы снимать эти неудобства. Как минимум надо оценить, зачем это сделано, для чего, какая от этого польза, и, может быть, есть смысл вернуться к той системе, которая существовала.
Это относится и к пересечению границы гражданами третьих стран. Внятных объяснений со стороны российских партнеров по этому поводу до сих пор нет. А ведь прежде много лет работала простая и понятная система: когда иностранец пересекал границу, например в районе Бреста, наши пограничники проводили проверку, и, если этого гражданина не было в списках невъездных и у него была российская виза, он свободно проезжал в Россию. Что же мешает сейчас так работать? Тем более технологии шагнули далеко вперед.
Пограничники хотят равных прав
Председатель Государственного пограничного комитета Анатолий Лаппо рассказал журналистам, что с того времени, как был заключен договор, предполагалось, что Беларусь обеспечивает безопасность границ Союзного государства на своем участке, а контроль на границе между двумя странами отсутствует.— Речь не шла о том, чтобы нам кто‑то помогал, — уточнил Анатолий Лаппо. — Мы сами в состоянии обеспечить безопасность свою и Союзного государства. Мы ставим вопрос: почему на нашей внутренней границе существуют пограничники (Российской Федерации. — Прим. ред.)? Ведь мы туда не вышли. В новом договоре нужно расставить все точки над «i». Мы равноправные — что российские пограничники, что белорусские. Мы всегда выполняли свои союзнические обязательства и будем их выполнять. И претензий к нам никогда не было. Но требуем тоже и нас уважать.
Анатолий Лаппо обратил внимание на тот факт, что коллеги из других стран, в том числе из России, отмечают надежность охраны белорусской границы:
— Только в этом году мы задержали 504 килограмма наркотиков, которые шли из Польши и Литвы в Россию. Какие мы нахлебники? Мы обеспечиваем безопасность России. Если бы мы были нахлебниками, то у меня должна быть материальная база полностью за их счет: техника, вооружение, продукты питания, одежда. Вот тогда они сказали бы, что мы нахлебники. Если мы взаимодействуем, то нужно нас уважать. Если в договоре прописана строчка о материально‑технической помощи, мы купим, но только не по завышенным ценам, а по внутренним.
Глава ГПК подчеркнул, что граница должна быть удобной для пересечения гражданами. Она должна сближать народы, но и одновременно быть надежным заслоном для преступных элементов.
— Мы должны друг друга дополнять, но не ставить кордоны, — резюмировал Анатолий Лаппо.
Наша страна не собирается выходить из договора, однако настаивает на его обновлении. Очевидно, что это займет какое‑то время и процесс будет небыстрым. Граница — сложный механизм. Но понятно и другое: любая граница должна объединять, а не разъединять народы. Хотелось бы, чтобы эту простую истину осознали наконец и наши российские партнеры.
К СВЕДЕНИЮ
По Программе совершенствования пограничной безопасности Союзного государства обеспечивается развитие пограничной инфраструктуры. Закупаются новые образцы техники и технических средств охраны границы. Построено 4 общежития, 2 интегрированные системы охраны границы, закуплено 28 автомобилей и более 200 средств связи. В учреждениях образования пограничного ведомства России в интересах Беларуси на безвозмездной основе осуществляется подготовка курсантов по узким специальностям. В частности, подготовка специалистов технического профиля (22 курсанта) осуществляется в Калининградском пограничном институте. Также в российской Пограничной академии белорусские офицеры проходят подготовку по второй ступени высшего образования. С 2006 года подготовлено 19 слушателей.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Игорь Мартынов, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по национальной безопасности:
— Соглашения, подписанные между нашей страной и Российской Федерацией, полностью не выполняются российской стороной. Более того, ситуация в этом плане лишь усугубляется, и это не соответствует тем международным нормам и соглашениям, которые заключены у нас с Россией по этим вопросам. Все это и создает такую нервозность и напряженность на белорусско‑российской границе и такие очереди, какие мы наблюдаем не первый год. Кстати, транспортные средства, пересекающие польско‑белорусскую границу, проходят полный пограничный и таможенный контроль, после чего двигаются по территории Союзного государства. Тем более странен их повторный досмотр российской стороной на белорусско‑российской границе. Поэтому я целиком разделяю мнение Главы государства о том, что проблему надо решать. И очень рассчитываю, что здравый смысл в этом вопросе восторжествует и все противоречия будут устранены.
Леонид Спаткай, аналитик в сфере пограничной безопасности, ветеран пограничных войск:
— В том, что положения договора о взаимных усилиях в охране границы устарели, сомневаться не приходится. Он был заключен еще в 1995 году, тогда же вступил в силу и под Государственной границей Республики Беларусь понимал границу с Латвией, Литвой и Польшей. При этом Россия обязывалась оказывать содействие белорусским пограничным войскам в организации и равнодолевом обустройстве этих границ, как и оказывать содействие в подготовке белорусских кадров и обеспечении белорусских пограничных войск техникой и имуществом. Но за последние годы белорусские погранвойска перешли на самообеспечение, ныне фактически все, что находится на их вооружении, белорусского производства: и автомобильная техника, и радиостанции, и вооружение, и различные технические средства (для паспортного контроля и так далее). Завершено и обустройство границы со странами Балтии, реконструирована охрана границы с Польшей, ныне проводится демаркация границы с Украиной. Причем, насколько я знаю, Россия особой помощи при этом Беларуси не оказывает.
Собственно, напомню, что задумывалась такая модель. Белорусские пограничники, охраняя границу с Литвой, Латвией, Польшей и Украиной, тем самым охраняют границу России с Беларусью. Так же, как и российские пограничники, охраняя границу РФ с Монголией, Китаем и другими странами, тем самым охраняют границу Беларуси с Россией. Все просто и понятно. Однако выставление Россией с 2014 года пограничных постов, а затем и введение пограничной зоны говорит о том, что положения договора 1995 года по факту утратили свое значение, а положения по совместной охране границы Россия фактически денонсировала.
Фото: БЕЛТА