Некогда респектабельный и манящий Голливуд в последнее время стал поводом для насмешек: трудно отыскать среди оскаровских фаворитов картину, в которой в той или иной мере не присутствовала бы ЛГБТ‑тематика, не исследовались бы темные аспекты различных человеческих патологий… «Фабрика грез», манипулируя общественным мнением и навязывая зрителям по всему миру лживые идеи и символы, стремительно потеряла былой авторитет. Иных нынешних героев современных американских картин впору отправлять к психиатру, как и некоторых продюсеров. Пожалуй, мы наблюдаем полный мировоззренческий и идейный крах некогда ведущей киноимперии, настоящий «Голливудский финал». Символично, что именно так называлась одна из картин классика кино Вуди Аллена.
Былое величие
Прежний Голливуд 1970 — 1990‑х всегда отстаивал традиционные семейные ценности. Практически в каждой картине герои стремились к семейному очагу, к уютному и большому рождественскому столу, находили свое счастье в отцовстве и материнстве. В голливудском кино существовал настоящий культ семьи.Голливудские кинематографисты если и рассматривали тему краха семьи и развода, то погружались в нее целиком, как бы стараясь предостеречь зрителей от ошибок главных героев, а проблемы семьи и воспитания ребенка исследовали беспристрастно и глубоко.
Так в центре сюжета оскароносной драмы «Крамер против Крамера» была битва двух супругов во время бракоразводного процесса за маленького сына. Серьезное идейно‑художественное новаторство драмы Роберта Бентона заключалось в том, что практически впервые с голливудского экрана заговорили о равенстве в правах отцов и матерей. В финале Джоанна Крамер в исполнении Мерил Стрип, уже выиграв судебное дело об опеке над сыном Билли, все‑таки понимает, что тому лучше жить с отцом. «Я очень люблю Билли, я не возьму его к себе», — говорит она. Финал этой душераздирающей мелодрамы с заплаканной Стрип в дверях лифта — одна из самых запоминающихся сцен в голливудском кино.
В черной комедии на тему развода «Война Роузов» режиссер Дени де Вито рассматривает тему развода под другим углом. Он размышляет, как сытость, буржуазный достаток и эгоизм превратили в чудовищ некогда любящих супругов. Майкл Дуглас и Кэтлин Тернер сыграли в этой черной комедии одни из лучших своих ролей.
Вообще, гуманизм и любовь к человеку когда‑то были в голливудском кино определяющим вектором.
В мелодраме «Нежное милосердие» режиссера Брюса Бересфорда спивающийся певец кантри Мак Следж в исполнении Роберта Дюваля приходил к жизненному тупику: карьера пошла ко дну, никаких перспектив. Однако он получает шанс на возрождение в виде знакомства с молодой привлекательной вдовой Розой Ли и ее сыном, в нем пробуждается желание к полноценной жизни, хотя и прошлое его не сразу отпустит. Фильм заслуженно получил свои награды: «Оскар» и «Золотой глобус» Роберту Дювалю за лучшую мужскую роль и сценаристу Хортону Футу за лучший оригинальный сценарий. Новаторски к раскрытию темы семейных взаимоотношений подходил режиссер Роберт Редфорд в драме «Обыкновенные люди» по роману Джудит Гест. Фильм получил четыре премии «Оскар» и пять премий «Золотой глобус» (в том числе за лучший фильм года), а также несколько номинаций на другие престижные кинонаграды.
Патология стала нормой
Постепенно на голливудском экране стали появляться иные темы и мотивы, доминантой сюжета стало присутствие героев нетрадиционной ориентации, приверженцев различных патологий. Произошедший перекос полностью укладывается в популярную концепцию «окно Овертона», получившую свое название в честь американского юриста, вице‑президента Маккинакского центра публичной политики Джозефа Овертона.Как известно, суть ее в том, что за счет публичного обсуждения какой‑либо идеи возможно изменение ее статуса в общественном сознании. Этот метод воздействия на общественное сознание расширяет границы приемлемого, чтобы внедрять деструктивные идеи, в том числе и посредством кинематографа.То, что прежде казалось «немыслимым», после долгих обсуждений начинает восприниматься как просто «радикальное», а еще позже проходит путь через «приемлемое», «разумное» и «стандартное» к принятой всеми «общественной норме». Неоднократно появившись на экране в образе персонажа, в его поступке, в сюжете картины, новомодная «ценность» становится снарядом культурного и идеологического порядка. Она будет многократно повторяться, тиражироваться в СМИ, находить отражение в музыкальных клипах и песнях, одежде. Пока читатель и зритель к ней не привыкнет и не начнет воспринимать как нечто рядовое.
Многие зрители в свое время холодели от ужаса, видя на экране каннибала доктора Ганнибала Лектера в картинах «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Красный дракон». Особенно шокировала концовка «Ганнибала», где доктор готовил жаркое из мозга одного из героев в исполнении Рэя Лиотты, сняв с него живого крышку черепа. И вот уже сегодня главные герои фильма «Целиком и полностью» — молодая пара, которая путешествует по США и охотится на людей, чтобы их съесть. В этой картине итальянского режиссера Луки Гуаданьино играет звезда Тимоти Шаламе. Это их вторая совместная работа после драмы о нетрадиционных отношениях «Зови меня своим именем». Премьера фильма прошла на Венецианском кинофестивале.
Ирония судьбы заключается в том, что настоящие обвинения в каннибализме заметно испортили карьеру голливудского актера Арми Хаммера, партнера Шаламе по фильму «Зови меня своим именем». Как тут не вспомнить мудрую пословицу: не буди лихо, пока тихо.
Целиком и полностью
ЛГБТ‑тематика входила в американское кино постепенно, чтобы сегодня расцвести пышным цветом. Конечно, это направление существовало всегда, но не выходило за пределы своей субкультуры, однако со временем отвоевало место в мейнстриме. Уже в популярной картине «Красота по‑американски» Сэма Мендеса герой Криса Купера — полковник Фрэнк Фиттс — испытывал чувства к главному герою в исполнении Кевина Спейси. (Может быть, уже тогда актеру Кевину Спейси надо было тщательнее выбирать сценарный материал, чтобы так бесславно не разрушить актерскую карьеру в дальнейшем?) В драме «Часы» впервые попробовали свои актерские силы в лесбийской теме признанные звезды Джулианна Мур и Мэрил Стрип.Создатели драмы «Горбатая гора» наделали много шума и замахнулись вообще на сакральный образ ковбоев в американской культуре. Одноименный рассказ писательницы Энни Пру режиссер Эн Ли превратил в «первый в истории кино гей‑вестерн». Сколько было шума вокруг картины, о которой сегодня никто не вспоминает. В 2005 году она получила главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», получила четыре награды Британской академии BAFTA, три премии «Оскар», а сегодня благополучно забыта.
Сегодня, чтобы фильм получил одобрение у культурной элиты, в него обязательно надо внедрить политкорректное и положительное представление о ЛГБТ, чьи активисты сейчас чуть ли не с секундомерами замеряют, сколько минут на экране уделено ЛГБТ‑персонажам. Без этого фильму получить премию «Оскар» непросто, и это данность свободы кинотворчества в США.
А лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль» актер Брендон Фрейзер в фильме «Кит» Даррена Аронофски сыграл тучного и замкнутого профессора, бросившего семью ради любовника, который покончил с собой, и сейчас пытающегося восстановить отношения с дочерью. Не перебор ли это?
Обидно, что никто из голливудских звезд публично не выступил против такого тренда. Прекрасная актриса Кейт Бланшетт в картине «Тар» вынуждена играть не просто талантливого дирижера Берлинского симфонического оркестра Лидию Тар, а дирижера‑лесбиянку, уличенную в сексуальных домогательствах. Иначе кому картина будет интересна?
Добрались до мультфильмов
Для самих американских продюсеров нет никаких норм: их щупальца дотянулись уже и до детских сказок. Вышедший в прокат фильм компании Disney «Красавица и чудовище» был подвергнут критике за присутствие в ленте героя с нетрадиционной ориентацией.В мультфильме «Аисты», снятом кинокомпанией Warner Brothers, показано, как аисты приносят детей не только в традиционные семьи, но и однополым парам, мужским и женским. Неоднозначную реакцию вызвала также очередная часть легендарной космической саги «Стартрек: бесконечность». Создатели фильма решили продемонстрировать зрителям нетрадиционную ориентацию одного из персонажей, показав сцену, где после очередной межгалактической экспедиции его встречает партнер‑мужчина вместе с их общим ребенком.
…Видимо, принимать новый Кодекс Хейса, появившийся в 1930‑е годы и отмененный только в 1967‑м, уже поздно.
Свобода или вседозволенность
— ЛГБТ‑тематика, которая стала превалировать в американском кино в последнее время, направлена на то, чтобы уничтожить семейные связи и образ традиционной семьи, — считает председатель Белорусского союза кинематографистов известный актер Виктор Васильев. — Все подается не в лоб, в легкой увлекательной форме, о патологии говорится через игру. Идет красивый разговор о свободе личности и ее правах, о поисках идентификации. Это такая софистика, которая никуда не ведет. Идет очень страшное разрушение духовности и морали, настоящий процесс расчеловечивания. На каком‑то этапе они решили переступить через все грани допустимого. И Европа в этом процессе идет с США нога в ногу. Слава богу, у нас разная генетическая память с США и Западом. Если у них в генетической памяти прочно сидит ген завоевания, разрушения, превосходства и порабощения, то в нашей генетической памяти превалирует созидание, труд, семейные ценности.По мнению Виктора Васильева, за этим процессом расчеловечивания стоит большой бизнес:
— Те же Ротшильды делали все только для себя, а не для культуры, поднялись на обмане и крови. Есть понятие величия нации и ее заслуг, а есть понятие возвеличивания. Оно создает платформу для всех безнаказанных действий и идей. Это очень опасный момент. Нация возвеличивает себя до такой степени, что считает себя самой умной и талантливой. США такой страной являются на протяжении многих лет, демонстрируя неуважение, равнодушие, агрессию и обман к остальным странам. Их национальная идея — нажива.
Я уверен, нельзя снимать античеловеческое кино, пропагандирующее нарушение законов природы, воспевающее безнаказанность, ложный успех, превосходство индивидуализма. Я уверен, рано или поздно американцы сами себя накажут, возмездие для них будет очень серьезным.
Трудно не согласиться с Виктором Васильевым: сегодня мы наблюдаем закат не только Европы, но и некогда славного Голливуда.