Какой напиток в Беларуси следует считать национальным

Глоток традиций

Свежая новость о том, что в Минской области продаются здания двух пивзаводов, взволновала авторов «Спор–площадки». Однако причиной их тревоги оказалась вовсе не цена на недвижимость. Сам факт продажи имущества Слуцкого пивоваренного завода и предприятия «Молодечнопиво» спровоцировал дискуссию о том, какой напиток в Беларуси следует считать национальным. Хорошо ли, что у нас закрываются такие заводы, когда в других странах пивоварение, наоборот, расцветает? Можно ли назвать традиционным питьем белорусов крепкий алкоголь? Что мы должны предлагать гостям страны на «третье»? Наверняка не дежурный компот из сухофруктов. Это, пожалуй, единственный вывод, с которым соглашаются оба спорщика. В остальном они так и не пришли к согласию, поэтому мы рассчитываем, что спор о национальном белорусском напитке продолжат наши читатели на сайте www.sb.by.





Меньшее из всех зол


Человек я дружелюбный, знакомствами обильный и международным приятельством не обиженный. Поэтому из года в год у меня повторяется одна и та же ситуация: гости из Москвы, Киева, Праги и даже Торонто спрашивают, какой традиционный напиток увезти из Беларуси в качестве сувенира. В последнее время, хоть я и сдерживаюсь, мне охота в сердцах воскликнуть: «Кисель! Белорусский овсяный кисель!» Тот, что выглядит неаппетитно, а на вкус дает полное представление о безысходности и тоске, в которых пребывало наше небогатое крестьянство сто лет назад. На самом деле я просто не знаю, что еще можно назвать национальным белорусским напитком. Мы с ним, по–моему, так и не определились. В то же время приходится принимать булькающие подарки, которые, по мнению моих гостей, давно и по праву служат этакими международными идентификаторами их родины. Из Чехии везут пиво, из России — «Столичную» и «Московскую», украинцы гордо ставят на стол мутноватую горилку, канадцы — кленовый сироп. Чем гордиться мне? Киселем не получается.

Одно время в качестве национального нам настойчиво навязывалась «Крамбамбуля» — крепкий напиток из водки, меда и пряностей. Якобы исконный, старинный, еще прадеды, дескать, в бочонках хранили... А потом оказалось, что это всего лишь калька с немецкого ликера Krambambuli, производившегося в Данциге в XIX веке. Причем тогда он не получил широкого распространения, но пережил второе рождение в начале 2000–х годов. Мол, воссоздан по рецептам Великого княжества Литовского. Этот хитрый маркетинговый ход быстро раскусили и старое–новое питье так и не получило общенародного признания. Слишком крепко! Послабже бы, нам еще работать, а не валяться в беспамятстве. Та же история, я считаю, случилась с «Зубровкой»: не по нашему нутру излишняя спиртуозность. Этот напиток, одно время навязанный белорусам в качестве национального, на самом деле столетиями производился в Польше, да и способ его массового производства был изобретен именно поляками в 1926 году.

Что же остается? А давай, Андрей, посмотрим на Литву. Я за ней давно с любопытством наблюдаю, точнее, за ее метаниями в плане питейного выбора. Лет 20 назад было заявлено, будто национальный литовский напиток — это зверской крепости настойка на травах, под 70 градусов. Одна капля прожигает насквозь дубовый стол, про пищевод и говорить нечего. Чуть позже там одумались и объявили, что теперь из глубины веков извлечено якобы древнее литовское ремесло — медоварение. Однако вскоре выяснилось, что их медовое вино, хотя и вполне некрепкое (10 — 20 градусов), все–таки проигрывает польским традиционным медам, которые производятся сотнями частных пасек. Объявив питный мед своим культурным наследием, Литва так и не явила миру ни благородных «полтораков», ни «двойняков». Там варится самый обычный «тройной» мед. Спустя некоторое время литовцы наконец определились: отныне их народным, самым популярным и древнейшим напитком объявлено пиво! Заметь, в Вильнюсе никого не смутило, что традиционно пивными странами давно именуют себя Бельгия, Германия и Чехия. Они просто попытались встать с ними в один ряд. И теперь открой любой путеводитель — литовское пиво превозносится как один из самых важных местных специалитетов, который необходимо попробовать любому туристу. Десятки частных пивоварен в кооперации с тремя пивными гигантами просто заливают пабы, бары, улицы и площади целыми реками своей продукции. В итоге получился важный национальный тренд и пьяных на улицах стало меньше — народ цивилизованно сдувает пену с бокалов, а не упивается вусмерть крепким алкоголем.

А у нас тем временем закрываются пивзаводы.

На мой взгляд, мы упускаем возможность вскочить в последний вагон поезда, уносящего нас прочь от массового потребления водки. Почитай аналитические статьи профессиональных дегустаторов: они неизменно ставят высокие оценки нашему минскому, речицкому, лидскому пиву. В отличие от Украины, где в этот напиток добавляют консерванты, какие–то порошки или аскорбиновую кислоту, наши пивовары придерживаются почти средневековых канонов чистоты производства. Почему бы не вспомнить, что предки белорусов тоже не хлебали один лишь кисель, но были мастерами по производству других, более веселых, но и не слишком крепких напитков? О том, что гостями Беларуси будут востребованы именно эти питейные традиции, говорит хотя бы прошлогодний чемпионат мира по хоккею. Я сам видел, как голландцы, латыши — даже чехи! — с удовольствием употребляли продукцию белорусских пивзаводов, а некоторые и увозили с собой целые упаковки «пшеничного нефильтрованного».

Объявить Беларусь страной с богатейшими пивными традициями, наладить выпуск новых интересных сортов, организовать специальные пивные туры для иностранцев, как это давно делается в Чехии и Германии, а с недавних пор — и в Литве... Вот что, по–моему, сейчас надо делать. Вместо бездумного запретительства и банкротства пивных производств. Если все алкогольные напитки — безусловное зло, то давайте из подобных зол выбирать меньшее.

rud@sb.by

Продукт брожения умов


Такие дифирамбы опьяняющему продукту поешь, словно в хмельные 90–е запоем читал «Ячменный голос» — газету, которая так и не пережила журнал «Здоровье». Я даже заподозрил: не из тех ли ты, Роман, грамотеев, которые делают в слове «хлеб» четыре ошибки и получается «пиво»?

Я же, наоборот, с утра склонен ударить по столь превозносимому тобой напитку. И не так, как это делают с похмелья выпивохи — не жадными глотками из горлышка, а конкретными фактами возьму да хряпну по пиву. Как бы ты, Роман, ни расхваливал ассортимент баров, в конечном итоге потребителя интересует не сорта поглощенной им пенной жидкости, а вполне тревожный, давно назревший вопрос: «Где здесь туалет?»

Даже известные любители пива — немцы и британцы — засмеют любого, кто по наивности либо хитрому рекламному умыслу называет пиво альтернативой крепким напиткам, чуть ли не компромиссом между идеей полной трезвости и желанием «усугубить» водкой. Вот тебе исторический факт, доказывающий, что мы, ратуя за пивное производство, запросто можем наступить на чужие и очень ржавые грабли. Еще в XIX веке во время антиалкогольной кампании в Англии власти решили вытеснить крепкие алкогольные изделия пивом. Но «пивной закон» пришлось быстро отменить, ведь пьянство из старой злой традиции превратилось, выражаясь современным языком, в модный тренд. За что боролись?

Первый рейхсканцлер Германии Бисмарк, как известно, отличался прозорливостью. Широко известна его пророческая фраза о непобедимости России. Куда менее известно другое верное назидание «железного канцлера»: «От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными». Причем под бессилием Отто Эдуард Леопольд подразумевал импотенцию... Так что, призывая к масштабному развитию пивной отрасли, хотя бы подумай, как такая бархатная слабоалкогольная революция отразится на и без того далековатой от благополучия демографической ситуации в стране.

Говоришь, в отличие от «плодово–выгодных» вин и водки с коньяком «жидкий хлеб» лишь слегка расслабляет? Здорового мужика — может быть. Да и то, как ты сам понимаешь, дело в дозах. Однако подростка даже пару бокалов способны превратить в искателя опасных приключений. А о термине «пивной алкоголизм» ты не забыл? Он прежде всего актуален для молодежи, которая начнет валом валить по настоятельному приглашению таких, как ты, в «симпатичные» местечковые пивоварни.

Есть в медицине и такое понятие, как «пивное» («бычье») сердце. Из–за наличия в хмельном напитке кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены, полости сердца потребителя постепенно расширяются. Стенки человеческого «мотора» утолщаются, происходят изменения сердечной мышцы. Не совместима со здоровьем и насыщенность напитка углекислым газом, за счет которого пиво быстро переполняет кровеносные сосуды. Это приводит к варикозному расширению вен и расширению границ сердца. Так возникает синдром «капронового чулка», когда сердце сильно увеличивается в размерах, провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

Зайди, Роман, хотя бы к участковому врачу, и он дополнит «черный список» последствий увлечения «жидким хлебом» еще многими пунктами. Расскажет, если еще не знаешь, как напиток, который ты видишь в роли «национального», приводит к ползучей феминизации мужского населения (подавляет выработку тестостерона, заменяя его на фитоэстрогены — аналог женского полового гормона), как красавицы получают от пивзаводов сомнительные бонусы — низкий голос, «пивные усы»... А еще — риск бесплодия, раковых заболеваний.

Исследования во всем мире показали: хронический алкоголизм развивается в 3 — 4 раза быстрее именно от употребления пива! Пиволюб теряет бдительность, не чувствует опасности, но свою дозу спирта, как и апологеты водки, получает исправно.

Ты, наверное, скажешь, что надо, дескать, знать меру. Но куда тогда девать новые нефильтрованные пшеничные потоки? Пивоварни — большие и маленькие — должны будут окупаться, не так ли?

Вообще не понимаю твоих прожектов. Свои права на пиво как национальный продукт давно застолбили чехи, немцы, бельгийцы, голландцы, датчане, британцы. Нашему пиву бесполезно тягаться на рынке с известными на весь мир марками. Да и не только в «жидком хлебе» дело. Находясь в центре Европы, имея историю, тесно связанную с соседними державами, очень трудно создать некий обособленный, уникальный продукт. Ты своими примерами о крамбамбуле и литовском медоварении это прекрасно подтверждаешь. Да и прославиться как страна, которая спаивает интуристов продуктами брожения, — тоже весьма сомнительная перспектива.

Если уже и размышлять на тему, чем же напоить утомленного путника, то не стоит оставлять в стороне бесспорный факт: Беларусь всегда славилась качественными молочными продуктами, что бы там ни говорил порой Россельхознадзор. Есть у нас в рационе и другие вкусные и полезные напитки. Тебя, кстати, чем угостить? Есть великолепный белорусский травяной чай, березовый и яблочный соки, квас, который оценили даже в Канаде. А приезжим друзьям подари-ка лучше книгу Короткевича. Прочтут запоем!

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия № 39 (24669). Суббота, 28 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter