Фото из архива «СБ»
Когда-то производство посуды стало не только источником постоянного дохода, но и настоящим спасением для местных жителей. Земли тут для сельского хозяйства малопригодные — песок и болота. И неизвестно, как бы все повернулось, если бы не залежи высококачественной каолиновой глины (по названию соответствующего минерала). Она серого цвета, упругая, хорошо держит форму, а еще тугоплавкая, выдерживает температуры до 1500 градусов. Изделия из нее получаются изящными, тонкими и легкими, но при этом прочными. Как тут не вспомнить, что каолин — один из важных ингредиентов в производстве фарфора.
Однако само наличие материала не гарантирует успех. Его нужно еще правильно обработать. Для этого из глины формируют большой кусок — «бабку», из которой широким деревянным молотком выбивают воздух, чтобы не было пузырьков. Затем глину перестругивают, очищая от камней, корешков и другого мусора. В противном случае при обжиге вкрапление прорвет в изделии дырку. Вылепленный горшок неделю высушивают в тени при комнатной температуре. И только потом, вместе с десятками товарищей, отправляют в печь. Первый обжиг длится 10 часов, затем мастера начинают колдовать с глазурью — это отдельное таинство. Второй обжиг — при температуре более тысячи градусов и так далее по технологии. Хотите верьте, хотите — нет, но на изготовление самого простого горшочка уходит не менее месяца.
Начиная с XV века гончарные изделия из Городной расходились по всему Полесью, поставлялись в Киев, Вильно и Варшаву. В начале XX века промыслом занимались более 200, а в 1920—1930-е годы около 500 семей. И хотя завистники с давних пор иронично именовали городнянцев «горщаями» и «горшколепами», для девиц на выданье выйти замуж за одного из них считалось большой удачей. Что и подтвердило время. Благодаря своему мастерству местные жители смогли пережить смутные времена и послевоенную разруху.
В 2011 году в Государственный список историко-культурного наследия были включены традиции гончарного творчества с аутентичными элементами деревни Городной Столинского района Брестской области. Здешние «горшколепы» держат марку с XV века до наших дней.
Архаика и современность
Интересно, что для гончарных форм в Городной существует своя система названий (метрология) — макотра, банька, одинец, пододинец, слой, поляк, семак, зливач, рынька… Для современного человека звучит тарабарщиной, но полешуки разберутся сразу. К тому же у каждого поименованного горшка свое конкретное предназначение. Допустим, в баньку наливают вино, поляк — большая емкость, предназначенная для хранения зерна, и так далее. При этом, как утверждают специалисты, типовая городнянская глиняная посуда с XVI века осталась в практически неизменном виде. То же самое относится и к способу обжига: городнянские горны — самые архаичные в Беларуси, таких нет больше нигде.В 2003 году на базе местного Дома культуры был создан Центр гончарства, где секретам древнего мастерства обучают детей и взрослых. В Городной также расположен этнографический музей-усадьба гончара — филиал учреждения культуры «Столинский районный краеведческий музей». С 2008 года проходят международные пленэры мастеров гончарного искусства.
bebenina@sb.by