ТОЛЬКО представьте, девять лет назад в мире насчитывалось более 730 миллионов человек пожилого возраста. А уже к 2050 году таких будет около двух миллиардов. То есть почти каждый пятый — на пенсии. Такой расклад в любой стране может вызвать социальные и экономические проблемы. Как их решать, если таблеток для вечной молодости не существует? Стараться как можно дольше оставаться энергичными, следить за своим здоровьем, советуют врачи. Для кого-то и 30 прожитых лет в тягость, а у кого-то и в 70 жизнь только начинается. Получается, наши годы — величина субъективная.
Как сохранить активность и интерес к жизни на долгие годы? Можно ли назвать белорусов нацией долгожителей? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали у руководителя Республиканского геронтологического центра (активного долголетия), главного гериатра Министерства здравоохранения Людмилы ЖИЛЕВИЧ.
— Людмила Аверкиевна, в Беларуси за последние семь лет увеличилась средняя продолжительность жизни. В прошлом году она достигла 74,4 года (у женщин — 79,2, у мужчин — 69,3). И судя по всему, будет расти и дальше…
— На то, что ожидаемая продолжительность жизни возросла, думаю, повлиял ряд факторов. У белорусов меняется менталитет в отношении к своему здоровью, улучшились качество жизни, здравоохранение. Что касается пожилого возраста, здесь очень важен социальный компонент. В нашей стране человек более защищен, у него есть возможность реализовать себя как личность, продлить пенсионный возраст, больше находиться в социуме. А все это в комплексе и есть составляющие роста продолжительности жизни.
— Белорусы — нация долгожителей? Какой у нас потенциал в этом плане?
— Судите сами. 1616697 человек в возрасте 60—79 лет, 309930 — 80—89 лет, 36579 человек — 90—99 лет. Старше 100 лет — 384 человека. Так что потенциал у нас хороший. Другое дело, как мы им распоряжаемся… В нашем центре тех, кто преодолел определенную возрастную отметку, берем на особый контроль, даже приглашаем для госпитализации. Первое впечатление, когда с ними знакомишься? Главное, что отличает долгожителей, — позитивное отношение к жизни. И на самом деле это важнейший принцип долголетия. Лично мне интересно наблюдать за этими людьми. Ведь не все они прожили благоприятную и спокойную жизнь. В их судьбах — война, жизненные проблемы, в том числе и со здоровьем, с которыми и молодой организм не всегда способен справиться. Выясняется, что на определенном этапе они отказались от курения, спиртного… На самом деле многие боятся не старости, а немощности. Существует такое понятие, как третий возраст. Считается, что начинается он сразу после выхода на пенсию. Его, кстати, называют активной фазой жизни. У человека появляется свободное время, чтобы заниматься собой, здоровьем, интересным делом. А дальше? Четвертый возраст! То есть жизнь продолжается. Это понятие уже появилось в развитых странах.
— Хватает ли в стране геронтологов?
— В республике 618 школ здоровья третьего возраста, 4 госпиталя инвалидов ВОВ, которые постепенно преобразуются в гериатрические центры, 104 больницы сестринского ухода. У нас 161 гериатрический кабинет, 60 врачей-гериатров, но надо, чтобы их было в три раза больше. И мы будем это развивать. Роль гериатра была несколько размыта, так как не хватало геротехнологий и методик работы с пожилыми пациентами. В европейских странах, кстати, настоящий гериатрический бум. Мы тоже реагируем на демографические тенденции. В стране создан Республиканский геронтологический центр (активного долголетия), задача которого подключить к изучению здоровья пожилых людей как науку, так и практику. Одновременно он стал и организационно-методическим центром для всей гериатрической службы республики. Мы уже приступили к разработке специальных программ, которые в дальнейшем будем проецировать на всю систему здравоохранения. Необходимо изменить подходы к оказанию медпомощи пожилым пациентам и завоевать их доверие к гериатру.
В центре мы начали реализовывать так называемый комплексный гериатрический осмотр – мультидисциплинарный подход. В обследовании и лечении пациента принимают участие разные специалисты. Можем определить статус здоровья, выявить признаки старения, на какой стадии находится процесс. Проводится специальное тестирование, а информация закладывается в оценочную таблицу. После этого составляется план долголетия, включающий медикаментозное лечение, индивидуальную программу физических упражнений, психологическую коррекцию, подбираются основные принципы питания.
У пожилых людей появляется ряд синдромов, не свойственных молодому возрасту. Например, у пациента есть артериальная гипертензия, но диагностировали и саркопению – состояние костной массы, скелетной мускулатуры (от этого фактора в пожилом возрасте напрямую зависит здоровье, продолжительность активной фазы жизни). Его долго недооценивали, но в последние годы признали одним из главных факторов риска заболеваемости и смертности у лиц старше 65 лет. Изменяется так же состояние пищеварительной системы, нередко это приводит к истощению, общей слабости и риску падений. Ухудшаются слух, зрение и память.
Но не надо отчаиваться. В центре пациент посещает специальные занятия. Обучаем, как правильно выполнять рекомендации врача, как помочь себе, если поднялось давление, остро заболело сердце, как улучшить память. Если есть элементы головокружения, подключается специалист-невролог. Он подскажет, какие упражнения и как правильно делать, чтобы улучшить самочувствие. Есть проблемы в опорно-двигательном аппарате? Поработает инструктор, покажет, как уменьшить нагрузку на суставы, улучшить их подвижность, как укрепить позвоночник.
Казалось бы, все способны контролировать свое давление или гликемический профиль при сахарном диабете. Выясняется, что многие просто не умеют это делать правильно. Это все прикладные, простые, но необычайно важные вещи.
Активное долголетие – это не бег, танцы или прыжки. У каждого своя активность. Основной принцип – обеспечить независимость пожилого человека, даже если он не может встать с постели. Обучим его и родственников, как обеспечить минимальные жизненные потребности самому. Разрабатываем программы по кинестетиксу – уходу за такими людьми. Мы уже стали площадкой для обучения медработников. Кроме того, разработали программу по определению ранних признаков деменции. И важно эту проблему донести не только до врачей, но и пациентов. Ведь своевременное выявление этого грозного гериатрического синдрома позволяет остановить процесс на долгие годы и научить человека жить в этом пространстве, обслуживать себя и сохранять независимость от окружающих.
Сегодня актуальность медико-социальной помощи очень высока, потребность в госпитализации у людей 60 лет и старше в три раза больше, чем у трудоспособных, 80 процентов имеют 4—5 хронических заболеваний. Обращений за амбулаторной помощью больше чем в 30 раз! И 93,4 процента одиноких и одиноко проживающих инвалидов нуждаются в получении медуслуг. В постороннем уходе — около 26 тысяч человек.
— Говорят, город сокращает жизнь, а деревня – продлевает…
— Все неоднозначно, много зависит от генетических особенностей человека, факторов риска, отношения к своему здоровью. Множество исследований указывает на влияние генетики на долгожительство. Есть определенные участки в системе ДНК – теломеры. С возрастом их длина укорачивается. Но вот в чем парадокс. Бывает, по своему генетическому коду человек должен прожить не очень долгий период, но его стиль жизни, отношение к здоровью помогли достигнуть столетнего рубежа. И наоборот, природа кому-то отмеряет век, а человек с таким подарком обращается небрежно.
Иногда пациенты говорят мне: не хочу изучать проблемы своего организма, а вдруг узнаю, к каким заболеваниям есть склонность. Зачем, чтобы возникли фобии? Тогда говорю так: если человек знает, он вооружен. К примеру, генетический анализ показывает, что есть риск развития болезней системы кровообращения. Значит, однозначно нельзя пить, курить, иметь избыточный вес. Надо держать тело в порядке, давать ему физнагрузку, чтобы поддерживать сердечно-сосудистую систему. То есть зная об этом, наши пациенты меняют стиль поведения и тем самым продлевают жизнь.
Есть такое понятие, как раннее старение. Когда гериатрические синдромы, свойственные только пожилым, появляются уже с сорока лет. У нас выработано целое направление, проводим скрининг и можем сказать: у вас есть элементы патологического старения. Но тут же подсказываем, что делать, чтобы процесс не развивался быстро.
— Человек сам может обратить на это внимание?
— Как правило, мы списываем первые звоночки на различные проблемы. Разбитость — устал на работе. Болит спина — повредил мениск несколько лет назад… Зрение садится — много времени провожу за компьютером. Одиночество – тоже катализатор для развития раннего старения, особенно у мужчин. Ученые, кстати, связывают этот фактор с продолжительностью жизни, которая меньше, чем у женщин. Избыточный вес, гиподинамия – плюс в копилку старения. Человек ленив по своей природе. Он идет к доктору, получает таблетку и желает, чтобы она сработала моментально. Но забота о здоровье – процесс долговременный. И если вы настроены на долгожительство, то должны систематически собой заниматься.
Когда была в Швеции, меня поразило, как много там женщин пожилого возраста, но по ним видно, что они заботятся о своем здоровье. Да, есть морщинки, но у них спокойное выражение лица, по фигуре видно, что занимаются физкультурой, спортом. У них хорошие зубы. Походка пружинистая, плечи расправленные. Выяснилось, что там очень хорошо поставлена программа по ведению женского здоровья в период климакса. Они получают все необходимые элементы для того, чтобы укреплялись кости, суставы, не было поражения костно-мышечной системы. Поддерживают вес и физическую форму. Правильно и рационально питаются продуктами, содержащими эстрогены, и принимают биологические пищевые добавки. Их с молодости всему этому учат. На пенсии, как правило, они собираются в определенные группы по интересам – политика, фотография, искусство, путешествия. Не замыкаются в четырех стенах у телевизора, постоянно находятся в социуме. И это правильно, ведь потерянный интерес к жизни — однозначно путь к ее сокращению.
— Правда ли, что определенные события влияют таким образом, что за одну ночь человек может постареть?
— Есть так называемые рывковые состояния. Это, как правило, случается при сильном стрессе. Когда у человека есть какой-то резерв, который бы при нормальном течении обстоятельств расходовался длительное время. Но стресс этот ресурс способен уничтожить за короткое время.
— Людмила Аверкиевна, мы быстро стареем?
— Уже к 2030 году у нас будет 30 процентов пожилого населения. Это много, и это так называемые элементы депопуляции. То есть в тот момент, когда идет такое постарение, важно, чтобы был прирост трудоспособных граждан. Поэтому так важно правильным отношением к жизни стараться продлить ее. Мне очень понравилась фраза: раз цивилизация дала большой кусок времени для жизни, очень бы хотелось этим правильно распорядиться. Если задумаемся над тем, что будем жить не 60—70 лет, а гораздо больше, давайте все распланируем с запасом времени. Нередко слышу: мне 50, я все уже сделала, детей вырастила, дерево посадила. На что парирую — это только половина жизни! Увы, старость неизбежна! Но надо специально к ней готовиться, по крайней мере, надо знать, как себя вести, чтобы слишком рано не израсходовать свой запас жизненных сил и здоровья.
korenevskaja@sb.by
В ТЕМУ
Под наблюдением в организациях здравоохранения почти 2 миллиона граждан пожилого и старческого возраста. С декабря прошлого года на базе ГУ «Республиканский КГИВОВ имени П. М. Машерова» действует Республиканский геронтологический центр (активного долголетия). Его задача — внедрение технологии лечения и обследования пациентов в области гериатрии, применение мультидисциплинарного подхода для поддержания активной жизни, преодоления социального одиночества.
Главный внештатный гериатр Минздрава Людмила Жилевич: «Старость может наступить и в 40 лет, если вы разучились смотреть на мир позитивно»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.