Главный хормейстер Большого театра Нина Ломанович рассказала о танцующем хоре

В Большом театре Беларуси хор умеет не только петь, но и танцевать. В этом убедилась публика, пришедшая на премьеру «Дикой охоты короля Стаха».

– Это изумительно, как они танцуют! – восторгалась в антракте минчанка Зоя Стасевич.

Для того чтобы добиться такого совершенства, нужно знать свою партию настолько хорошо, чтобы совсем не зависеть от дирижера. Нужно слушать и слышать других, как бы далеко в пространстве они ни находились. А это долгие часы кропотливого совместного труда. Плюс актерская свобода, полная раскованность, которой не хватает порой даже солистам. Самообладание, уверенность в себе и, конечно же, репетиции с балетмейстером. Та самая учеба, без которой не выловишь и рыбку из пруда.

А началось с первой постановки «Дикой охоты короля Стаха» в 1989 году.

– Мне посчастливилось быть тогда очередным хормейстером, – рассказывает главный хормейстер Большого театра, народная артистка Беларуси Нина Ломанович.

С 1993 года Нина Иосифовна – хормейстер-постановщик всех оперных премьер Большого театра. А тогда всей этой работой руководил народный артист БССР Алексей Когадеев.

Кроме певческих, музыкальных задач приходилось решать и задачи режиссерские.

– В спектаклях Семена Александровича Штейна у каждого артиста хора была своя мизансцена, – рассказывает одна из самых ярких оперных актрис той эпохи, народная артистка Беларуси Наталья Руднева.

Достаточно вспомнить массовые сцены в грандиозном спектакле «Война и мир», который в 1987 году стал главным событием Первого Всесоюзного фестиваля музыкальных театров. Фестиваль, в котором участвовало семь крупнейших театров из пяти республик Советского Союза, продемонстрировал самое яркое, современное, передовое, что было на тот момент в советском оперном искусстве. Публика безумствовала, билетов было не достать.

Но даже в «Войне и мире» сцену бала Наташи Ростовой традиционно танцевал кордебалет.

Нет, понятно, что «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» должны танцевать профессионалы. Это балетная вставка, придуманная композитором, без балета тут никак не обойтись. Или балетная поэтика в «Виллисах» в постановке Оксаны Волковой.

Но обычные танцы, будь то на балу или на рыночной площади, должны танцевать обычные люди. Только тогда на сцене будет живая жизнь.

Любопытно, что даже в Москве на переломе 1980–1990-х годов к такому реализму, к такой ломке традиций не были готовы.

– Когда мы привезли «Дикую охоту короля Стаха» в Большой театр СССР, знаменитая народная артистка Советского Союза Наталья Шпиллер написала большую хвалебную статью о нашем спектакле, – вспоминает Нина Ломанович. –И в этой статье, я считаю, был огромный комплимент хору! Шпиллер написала: «Только немножко был вяловат балет!» А там не было балета! Боже мой, как я радовалась, что все это сделал наш хор!

Такая же история случилась несколько лет назад с «Евгением Онегиным».

– Был когда-то у нас солист Михаил Рысов, – рассказывает Нина Ломанович. – Он давно уже работает в Италии. Пришел он к нам театр и смотрит, как движется хор в «Евгении Онегине». Посмотрел и спрашивает: «Это что, балет и танцует, и поет?» А я ему отвечаю: «Это хор и танцует, и поет!» А он в ответ: «Такого быть не может

Нина Иосифовна еще не вспомнила «Кармен» в постановке Галины Галковской, где девушки из хора зажигательно танцуют фламенко.

Есть живые танцевальные эпизоды и в «Фаусте», но при этом есть и балет, как и положено в настоящей французской опере.

В новой постановке «Дикой охоты короля Стаха» танцевальная традиция продолжилась.

– Я безумно благодарна Нине Иосифовне Ломанович, которая на мой вопрос в феврале, можем ли мы обойтись без балета и поставить весь спектакль на хор, сказала: «Конечно! Мы все можем!» – говорит режиссер-постановщик спектакля Анна Моторная. — Я, собственно, и не сомневалась. Это потрясающий коллектив. По профессионализму хор Большого театра Беларуси на сегодняшний день один из самых лучших.

Как по мне, это очевидный факт. Хор замечательно поет. Хотите убедиться в этом? Приходите на «Кармину Бурану».

Но хор еще и движется, играет, танцует.

– Слава Богу, хор у нас двигающийся, молодой, – радуется Нина Ломанович. – Это редкий хор, и мы должны ценить такие способности хора! Нагрузка большая, но им это нравится, они стараются все исполнить, что предлагает балетмейстер. Ольга Костель много сил положила, чтобы это сложилось. Спасибо ей большое, она умеет работать с массами, и очень во многом массовые сцены – ее заслуга.

Да, высококвалифицированный балетмейстер очень многое может сделать с обычными людьми. Поневоле вспоминаются знаменитые новогодние балы Большого театра, когда люди самых разных возрастов уверенно и красиво танцуют на сцене. Это огромный труд балетмейстера Юлии Дятко, которая год от года выращивает и совершенствует танцевальную культуру нашего общества.

Мне кажется, танцующий хор – это тоже часть этой общей танцевальной культуры. Это вдохновение для всех, кто хотел бы двигаться и проявлять себя более гармонично. Это наше общее устремление к красоте и благородному достоинству в каждом движении.

Театр и должен быть для людей таким маяком. И Большой театр с этой задачей замечательно справляется.

juliaandr@gmail.com

Фото Большого театра Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter