Лучшие следователи страны по итогам 2019 года работают в Светлогорске

Главное оружие Александра Приколотина

Жизнь часто сама находит и выделяет своих героев. Начальник Светлогорского районного отдела Следственного комитета Александр Приколотин один из них. Коллектив следователей, возглавляемый им, по итогам прошлого года признан лучшим территориальным подразделением в своей категории не только в Гомельской области, но и в стране. А ведь все могло быть по-другому: передовой полковник юстиции когда-то собирался в нефтяники, но планы изменили лихие девяностые.


— Родители переехали из Речицы в Светлогорск, когда мне было 2 года. С тех пор это мой любимый город. Отец работал нефтяником, поэтому и мне хотелось добывать черное золото. Цели в жизни изменило время. Я рос на тот момент в самом криминальном райцентре страны. О том, что Светлогорск был городом наркоманов, лидером по количеству заболевших СПИДом, помнят до сих пор. Те, кто кололся, буквально валялись по подъездам. Постоянные кражи, грабежи, разбои. Из моих школьных товарищей одни отправились за решетку — хлебнули блатной романтики, другие умерли «на игле». У меня эта обстановка, наоборот, вызвала здоровое желание менять мир. Пошел в отдел, попросил направить учиться в школу милиции. На меня там странно посмотрели, но бумагу выписали. Это перевернуло жизнь. Не знаю, стал бы я хорошим нефтяником, но в работу следователя влюбился! Точно могу сказать, профессия выбрала и позвала.

 — Вы были среди лучших учеников. Почему выбрали не Гомель или Минск, а вернулись в Светлогорск?

— Юношеский максимализм. Я же и шел учиться, чтобы очистить родной город от преступности. Однако то, что казалось простым по книжкам и фильмам, в реальности потребовало дополнительных знаний и подготовки. Первым моим делом (его запомнил на всю жизнь) стало дело о хищении топлива на дизель-поездах. Фигуранты — профессиональные железнодорожники, они четко знали, как скрывать в отчетности украденные объемы. Пришлось постигать все тонкости этого процесса, ездить по другим станциям, все раскапывать досконально. Два месяца на это ушло. Но в итоге я добыл неоспоримые факты. Тогда понял, в чем основная прелесть работы следователя — интеллектуальное соревнование с преступником. Чем он умней, тем интересней.

— Но иногда случаются «глухари»?

— Это естественный процесс. Однако если в начале нулевых был вал преступлений, то уже в десятых ситуация коренным образом изменилась. Правоохранительной системе страны и района в частности удалось почти полностью обезвредить сеть наркопоставок и наркодилеров. Для Светлогорска это стало главным шагом к снижению преступности. Сегодня преступлений в разы меньше, чем 10 — 20 лет назад. Изменился и их характер. В основном это бытовые кражи: распивали вместе — украл телефон, взял карточку без спроса — купил сигареты. На сложные, например, коррупционные дела есть возможность тратить больше времени и человеческих ресурсов. Поэтому поголовье уголовных «глухарей» сокращается.

— Лучший отдел в стране — как этого добиться?

— Борьба с преступностью — процесс коллективный. Супергерои спасают общество только в кино. В реальной жизни побеждает слаженная команда, где каждый знает свои задачи и является профессионалом. Здесь, как в футболе (у нас, кстати, одна из сильнейших мини-футбольных команд среди подразделений области — постоянно играем в финале или попадаем в тройку), необходимо для каждого определить свою оптимальную позицию. Как мотивировать сотрудника — гореть работой? Найти ему любимое направление. Это одна из главных задач начальника. У каждого из 26 следователей надо нащупать «кнопочку», которая включает внутреннюю мотивацию. Иногда это зависит от темперамента человека. Один следователь быстро расследует несколько простых дел, другой, наоборот, пару месяцев распутывает сложнейшую схему коррупции. Поменяй их местами — получим везде отрицательный результат. В данном случае руководитель должен быть и стратегом, и психологом, а самое важное — авторитетом для коллег. Мне до двенадцати ночи ежедневно идут звонки: «Анатольевич, как поступить, что лучше применить, подскажите?»

Не могу ударить в грязь лицом, поэтому учусь, читаю огромное количество литературы, благо интернет нам в помощь.

— Мир меняется на глазах, мы живем в эпоху высоких технологий. Как должна меняться работа следователя?

— Выскажу сугубо практическое мнение. Мы должны шире использовать технологии. Например, составление протокола. Иногда допрос длится 6 часов, это десятки листов. Можно же не писать, а снимать этот процесс, потом использовать видео в суде. 

Еще, думаю, в будущем у следователей появятся помощники, которые будут заниматься фиксацией фактов и отчетностью. Тем самым освободив от рутинных занятий главное оружие следователя — аналитический мозг. У каждого Шерлока Холмса должен быть свой доктор Ватсон. Главное, сохранить неизменным желание докопаться до истины, восстанавливая справедливость, оно и приводит нас в профессию.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter