Интервью с генеральным директором Национального оператора электросвязи «Белтелеком» Сергеем Сиводедовым.

Главное дело «Белтелекома»

Цифровое телевидение с несколькими десятками каналов стало доступным уже даже в отдаленных деревнях
Оказывается, международная телефонная связь, равно как и высокоскоростной интернет, может быть весьма дешевой. А цифровое телевидение с несколькими десятками каналов стало доступным уже даже в отдаленных деревнях. Об этом и не только — в беседе корреспондента «СБ» с генеральным директором Национального оператора электросвязи «Белтелеком» Сергеем Сиводедовым.

— Сергей Иванович, давайте для начала поговорим о развитии существующих услуг. Чем нынче «Белтелеком» может порадовать своих клиентов?

— Традиционные услуги «Белтелекома», насколько вам известно, это доступ в сеть интернет byfly и интерактивное телевидение ZALA. Но сегодня они предоставляются в несколько ином качестве. И подходы для их предложения абонентам соответственно несколько иные. Если говорить о byfly, мы делаем ставку на строительство сетей xPON, на увеличение скорости каждого абонента. Ранее интернет традиционно предоставлялся по технологии ADSL. Но ADSL имеет определенные технологические особенности, из–за которых максимальная скорость интернета ограничена. Мы понимаем, что строительство xPON — это задел на будущее. Но трафики в любом случае будут расти, контент — утяжеляться. Люди захотят смотреть видео в лучшем качестве. Например, только в HD. Поэтому будущее наступит весьма быстро.

— Много ли абонентов на сегодняшний день могут пользоваться интернетом по технологии xPON?

— Планируем, что до начала осени их количество достигнет 200 тысяч. Много это или мало? Часто можно услышать мнение: «Белтелеком» строит медленно! У меня на столе лежит отчет Европейской комиссии, где можно увидеть наше место в европейском измерении. То, как мы выглядим с точки зрения продвижения сетей. Ситуация следующая: абсолютное большинство сетей в старой Европе, куда мы относим, например, Италию, Францию, построены еще на старом добром ADSL. 10 процентов абонентской базы на xPON — достойный результат не только для «Белтелекома».

— Недавно ряд провайдеров обвинили вас в демпинге. Мол, для абонентов, которые подключаются по технологии xPON в ряде районов Гомельской области, абонентская плата долгое время будет неприлично минимальной. В десять раз ниже себестоимости для других провайдеров, которые при подобных акциях вынуждены работать в убыток. Что можете ответить?

— Оценка этой ситуации совершенно спокойная. Нужно понимать, что «Белтелеком» вопреки устоявшемуся мнению сегодня не является монополистом практически ни на одном рынке. Ни на рынке интернета, ни на рынке IP TV, ни на межоператорском рынке. Операторы вольны выбирать, у кого приобретать доступ в сеть интернет, и соответственно формировать свою себестоимость, исходя из предложенных тарифов. Да, акционные предложения кому–то могут показаться сильными, кому–то демпинговыми. Но от этого выигрывают потребители. А самое главное, давайте четко понимать: не должно быть одностороннего толкования ситуации. Если проводят акции частные операторы — это развитие конкуренции. А когда аналогичные подходы реализует «Белтелеком», причем в регионах, где конкуренция очень сильная, где мы пытаемся отвоевать свою рыночную долю, это сразу демпинг, который вызывает бурю эмоций.

— Для многих «Белтелеком» — это прежде всего оператор домашней и рабочей связи. Знаю, что связь нынче обеспечивает современная мультисервисная подсистема на основе интернет–протокола. Что это дает? Многим ли абонентам доступны новые услуги и сетевые решения?

— Если говорить о традиционной фиксированной телефонии, нужно отметить, что Беларусь, наверное, единственная страна в СНГ и Европе, где до сих пор ежегодно наблюдается рост абонентской базы — на 70 — 80 тысяч человек. Люди, приобретая квартиры в городе, строя дома на селе, по–прежнему просят поставить домашний телефон. Причем проводной. Он уже реально стал определенным социальным стандартом. Новая мультисервисная подсистема IMS, с одной стороны, помогает сэкономить площади при размещении оборудования для оказания услуг электросвязи, с другой — позволяет обеспечивать заявки абонентов на подключение различных услуг без дополнительных затрат и приобретения оборудования. Абоненты IMS могут получить ряд полезных опций: определитель номера, возможность замены гудков на мелодию. Есть определенные возможности и для юридического сектора. Например, услуга виртуальной мини–АТС, благодаря которой можно — без приобретения местной АТС — обеспечить офисную телефонию. Есть услуга «Серийный номер». Это возможность создания этакой диспетчерской службы, которая распределяет звонки на один номер сразу на несколько абонентских линий.

— Расскажите об услуге «Максифон». Насколько она видится вам привлекательной в условиях того, что большинство нынче звонят за границу по скайпу, используя Вайбер или айфоновскую программу What’s Up?

— Подавляющее большинство наших потребителей с того же Вайбера на городские и мобильные номера не звонят. Переписка или голосовое общение, как правило, осуществляются непосредственно между пользователями скайпа или пользователями Вайбера. А теперь представьте: приехали вы за границу. Нашли Wi–Fi. Подключились. Но собеседника, который вам нужен, нет в онлайне... Конечно, можно подключить роуминг, можно купить местную sim–карту, а можно просто загрузить на смартфоне «Максифон» и звонить в Беларуси по предложенным «Белтелекомом» тарифам. Второй пример. Из Беларуси хотят позвонить уже вам. Вы — в отпуске где–нибудь в Турции, а ваши родственники — на даче. Что, у нашего старшего поколения повсеместно есть скайп или Вайбер? Могут быть и вопросы со скоростью доступа к интернету на даче или в деревне. Поэтому старшему поколению всегда проще набрать городской номер. Да, у нас пока достаточно сложная система регистрации для подключения услуги «Максифон» — нужно обращаться в офис, но мы работаем над ее упрощением.

— Насколько успешно проходит в стране развитие эфирного цифрового телевидения: а конкретно второго и третьего коммерческих мультиплексов, совместный проект по трансляции которого реализует ваше предприятие и БРТПЦ?

— Успешно. Первого коммерческого абонента мы подключили осенью прошлого года, а сегодня их число уже превысило 25 тысяч. Но вещанием охвачена еще далеко не вся страна. Скажем, в Гродненской области работы пока практически не начинались. Хорошие подключения наблюдаются не только в сельской местности, но и в городах. Скажем, в частном секторе, куда по многим причинам достаточно сложно провести кабельное телевидение. Многие горожане хотят иметь большой выбор каналов не только дома, но и на даче. И эфирная ZALA в этом случае в самом деле отличный вариант. Цифровое качество, 26 каналов в базовом пакете плюс дополнительные эфирные пакеты, всего 44 канала. Мы старались подбирать каналы на разный вкус. В ближайших планах — запуск ZALA по технологии SMART TV, благодаря которой можно будет смотреть любимые телеканалы без использования приставки.

— Насколько активно ведется работа по расширению сети Wi–Fi в Минске и в стране? Насколько стабильна нынче связь? Какие есть загвоздки?

— По всей стране активировано уже около 235 тысяч точек доступа WI–FI. Но здесь давайте четко разведем зону ответственности «Белтелекома», как телекоммуникационного оператора — и собственников — тех же торговых центров, ресторанов, клубов, других мест отдыха. К сожалению, общественное мнение описывает ситуацию так: «Белтелеком» не хочет развивать сеть. Первое: точка Wi–Fi — вещь достаточно дорогостоящая. Второе: цены на Wi–Fi у нас сегодня более чем демократичные. В результате окупаемость Wi–Fi во многом зависит от стоимости аренды места под размещение оборудования. И в этой связи мы хотели бы более взвешенной политики владельцев торговых центров, мест массового отдыха по поводу условий размещения Wi–Fi–станций. Инициатива по их установке зачастую идет от «Белтелекома». Нам приходится уговаривать: мол, не увеличивайте арендную плату, не стремитесь выжимать с нас все соки, здесь нет высокомаржинального бизнеса, это выгодно и для вас. Хотя и положительные примеры в данном направлении, несомненно, есть. Например, компания «Белоруснефть» задалась целью обеспечить Wi–Fi на каждой своей заправке. К чемпионату мира по хоккею активно сработали и гостиницы — им ставилась соответствующая задача.

— Был бы Wi–Fi бесплатным, как в Западной Европе, был бы более востребованным...

— Это очень условное утверждение. В силу личного опыта могу сказать, что даже если Wi–Fi бесплатен, практически всегда существуют ограничения на «скачивания», скорость, использование ряда прикладных программ и т.п. Но в любом случае этот бесплатный для абонента Wi–Fi оплачивается хозяином соответствующего заведения. Кроме того, необходимо учитывать, что белорусское законодательство требует регистрации абонента при выходе в сеть интернет.

— Недавно белорусские пользователи испытывали проблемы с доступом к российским ресурсам. Насколько форс–мажорной оказалась для вас ситуация? И почему она произошла?

— Этот вопрос лежал чисто в технической плоскости. Интернет для нашей страны мы покупаем у десятка поставщиков, которые подразделяются на две группы: российские операторы и западные. Российские операторы подпадают под действие российского законодательства и должны руководствоваться списком Роскомнадзора о сайтах, которые блокируются на территории Российской Федерации. Но вышло так, что блокировались они и на нашей территории. Мы сделали соответствующий запрос на российских операторов, они провели работу, выделили в отдельную группу интернет, который закупает «Белтелеком», и открыли доступ к блокировавшимся сайтам для нашей страны.

— Что хотите сказать нашим читателям напоследок?

— Как следует из доклада «Информационное общество», опубликованного Международным союзом электросвязи в октябре 2013 года, Беларусь в 2013 году заняла 41–е место в итоговом рейтинге по индексу развития информационно–коммуникационных технологий и поднялась на 5 позиций вверх по сравнению с предыдущим годом, активно приближаясь к ведущим странам. Для сравнения: у России в этом же рейтинге 40–е место, у Казахстана — 48–е. Согласно тому же докладу Беларусь уже третий год подряд входит в Топ–10 экономик мира с наибольшей динамикой роста показателей ИКТ, характеризующей не только технический уровень развития современной и информационно–коммуникационной инфраструктуры, но и то, как эта инфраструктура используется обществом, бизнесом и государством. Другими словами, по уровню интернета наша страна — в золотой середине, а по фиксированной телефонии так и вовсе впереди планеты всей. Развитие услуг и технологий является главной задачей «Белтелекома» как телекоммуникационного оператора. Поэтому мы нацелены развивать и улучшать услуги широкополосного доступа в сеть интернет, интерактивного телевидения, строить оптоволоконные сети, расширять покрытие Wi–Fi для удовлетворения постоянно растущих потребностей наших абонентов.

deu@sb.by

Фото  Павла Чуйко

Советская Белоруссия №135 (24518). Суббота 19 июля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter