Только светлые воспоминания остались о 104-летнем ветеране Великой Отечественной войны Семене Подофедове

Герой жив, пока его помнят

О главном празднике, любви, дружбе и работе

…Кажется, мы созванивались только вчера. Семен Феофанович Подофедов был бодр и привычно юморил: «Молодой человек, трудно бывает только первые сто лет, а потом привыкаешь. Тело стареет, а душа нет. Признаюсь, очень интересно жить как можно дольше и собственными глазами увидеть, как хорошеет наша любимая Родина». А последняя встреча с Семеном Подофедовым состоялась ровно год назад. День в день! С прославленным ветераном мы тогда боролись на руках, играли в шахматы и штудировали журнал «Здоровье».


От Грозного до Праги и Берлина 

Семен Феофанович Подофедов увлекательно рассказывал о лейтенантских буднях, о книге, которую написал в 100 (!) лет и о своем видении современного мира. А четыре боевых ордена (Красной Звезды и три — Отечественной войны различных степеней) сверкали на солнце и делали слова о героях 1940-х еще более убедительными. 

Кандидат философских наук треть века проработал в Гродненском медицинском университете. А о самой страшной войне всегда рассуждал… философски:

— Что такое война? Это, конечно же, самопожертвование и героизм. Это, безусловно, пот, кровь и боль. Это крепкая мужская дружба, когда в холодном мокром окопе в 3 часа ночи ты делишься со своим товарищем последней банкой тушенки и последним глотком воды. Мы не делились на русских и грузин, белорусов и молдаван, украинцев и евреев… Поэтому и победили. В августе 1942 года я окончил минометное отделение пехотного училища во Фрунзе. Принял под свое командование взвод под Грозным. А затем прошагал в кирзовых сапогах через всю Украину, Польшу и Германию до самого фашистского логова — Берлина. Стал майором.


По словам прославленного ветерана, юный командир минометного взвода Семен Подофедов легко привыкал к суровым армейским будням. Единственное, от длинного и тягучего свиста падал слух. Намного позже Семен Феофанович выписал журнал «Здоровье» и, следуя практическим советам профессионалов, буквально по крупицам возвращал зрение и слух. 

Это помогло ветерану войны до самых преклонных лет приносить пользу обществу. Семен Подофедов признавался: было столько энергии, что трудился на четырех работах сразу. Его авторству принадлежит около 70 научно-исследовательских работ. Большинство из них рождалось ночью и писалось на морально-волевых качествах. 

Роль личности в истории

Диктофон продолжает работать и ретранслировать интересные мысли того, кого, увы, уже нет с нами. 

Семен Феофанович говорил, что у него в жизни было два наиболее сложных отрезка: 

— Первый — это, понятное дело, война. Когда только-только прибыл на фронт, командование меня сразу же «успокоило»: мол, по статистике взводный живет максимум три дня. Но я очень хотел жить, сберечь в боях личный состав и дождаться Великой Победы. Правда, шесть раз меня ранило и дважды контузило, но я сумел-таки дожить до «прекрасного далека». Дождался даже правнуков. Их у меня восемь, а старшему 34 года! Второй тяжкий, в первую очередь моральный период — это начало 1990-х. Сначала распался казавшийся незыблемым Советский Союз, затем умерла моя муза по имени Муза — супруга, с которой в мире и согласии мы прожили 50 лет… Между прочим, одноклассница, первая школьная любовь… Так вот, о роли личности в истории. Начали процесс распада СССР безвольные Хрущев и Брежнев, ну а загнал гвоздь в крышку гроба лучшей в мире страны слабохарактерный и плясавший под дудку американцев Горбачев. Он продал слишком доверчивую Родину — где люди ездили отдыхать на моря по бесплатным путевкам, имели бесплатные образование, жилье, качественную медицину и гарантированное рабочее место — за Нобелевскую премию мира и пиццу. Я, вообще, удивляюсь, как порой главами государств выбирают таких слабаков, как, например, Байден, Шольц или Макрон. Эти шольцы с макронами — пародия на лидеров! Это ж ливерная колбаса с макаронами… То ли дело наш Президент! Искренне считаю, что такие национальные лидеры рождаются раз в сто лет. Он как тигр стоит за Беларусь и за каждого из нас. А будь кто-то послабее, наверное, западники уже давно съели бы такой лакомый кусочек в центре Европы… А так — подавятся! И прекрасно сами это знают. И в 2020 году, когда балбесы (иного слова и не подберу!) хотели раскачать благополучную страну и совершить государственный переворот, наш Батька грамотно отвел беду от всех нас. Решительный и цельный Президент, который вникает во все и не перекладывает ответственность на других. Знаете что? Нам многие завидуют!

«Мы шли вперед» 


— Мне кажется, что силы человека практически беспредельны. Вспоминаю, когда началась наступательная операция «Багратион» (символично, что старт был дан 22 июня 1944 года), мы шли вперед, не думая о сне, еде и отдыхе. А смертельная опасность только вдохновляла... Расплавленный свинец вырывал из наших рядов верных друзей. Залп в небо, глоток спирта, несколько трогательных слов над могилами товарищей — и снова вперед, на Запад!

Хочу сказать пару слов о праздниках. В детстве и юности я обожал день рождения и Новый год. Можно было съесть (о, чудо!) одну-две шоколадных конфеты и, если очень повезет, мандарин. К слову, теперь всего у нас в избытке и полки буквально ломятся. Потом № 1 долгое время был День Великой Победы — 9 Мая. Помню его даже через почти 80 лет в мельчайших деталях. А где-то в 100 лет я понял, что в приоритете День независимости. Наша родная Беларусь свободна, независима и идет в правильном направлении. Так что я спокоен. А вот страна-соседка, извините, связалась с плохой компанией и свернула не туда. Годами там скакали на майданах с факелами и славили негодяя Бандеру. И вот чем это все закончилось… У нас же независимость настоящая. Мой самый долгожданный и любимый праздник. 

Острый ум и мудрый взгляд 

Семен Феофанович Подофедов… 

Его острый ум, тонкий юмор и мудрый всепонимающий взгляд я буду помнить долго. Как и наш двухчасовой разговор в канун Дня независимости в его квартире на улице Парижской Коммуны. Необычный человек с оригинальными мыслями, который до 76 лет преподавал в медицинском университете и в 104 года сохранил ясный ум и потрясающую память. Написал «сохранил», а надо — «сохранял»… Не верится, что его нет. Хотя нет, не так. Герой жив, пока мы о нем помним.

Фото из архива «СБ»

kozyrev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter