Но не только в этом дело. На двадцать с лишним лет мы отодвинули идеологию в дальний угол. И некогда было: страну строили, независимость укрепляли, с кризисами боролись. И другие причины влияли.
А за это время некоторые целыми семьями ушли в «кухонные партизаны». Сценарист писал соседям сериалы за черный кэш – и не любил государство. Предприниматель дешево покупал здесь и дорого продавал там белорусский сыр – и поливал наш строй грязью. Бизнесмен держал сеть «помоек» (фиктивных фирм) для обналички и ухода от налогов – и ненавидел свою страну. И каждый вечер это звучало, и звучало, и звучало дома на кухнях.
Сергей Довлатов о таких говорил: «Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает. И они без конца задают вопросы, хотя правдивые ответы им совершенно не требуются…»
Не диво, что дети выросли – и сейчас мы их можем видеть на улицах. Дочь бывшего сценариста работала «в штабах», отец ходил «маршировал». Сейчас дочь – в Киеве, отец – на сутках.
У известного блогера-предпринимателя «схватили сына, чтобы посадить в тюрьму». Сын – архитектор. Но еще и барабанщик в толпе. Фейсбук в трансе, у людей горе.
Бывший главный по туризму всей семьей «гулял» в колонне. Всех и забрали. Папа – на сутках, маму и младшего сына после выяснения отпустили домой. Как водится, «плакали полчаса».
Уезжать из нелюбимой ими страны такие «герои» совсем не хотят. Они ж не дурные, ТУТ.бай читают: «Из PR-специалиста – в упаковщицу на заводе. Волонтер из штаба о переезде в Польшу». Здесь у них и бизнесок отлажен, часто и не один. И квартира, и машина, и медицина, и образование дети получили. А там: «Буду работать на фабрике, запаивать в целлофановые пакетики косметику, трудиться на конвейере. Подтяну язык – и тогда смогу рассчитывать на более интересные предложения». Например, запаивать не только косметику. Или не маленькие пакетики, а уже большие. Как пойдет.
Что тревожно: отдельные такие семьи всерьез начинают чувствовать себя «партизанами». На оккупированной врагами (нами, белорусами, народом) территории. «Регионы не „слились“, они просто „партизанят“», – просят передать Минску люди, которые живут за МКАД», – подбадривает таких ТУТ.бай. «Если бы не было мирных протестов, не было бы вообще никаких разговоров про конституционную реформу», – нагло врет для того и приглашенный «эксперт». «Мое предприятие выйдет на забастовку, – обещает мелкий хозяин, – нас 18 человек». Интересно, он у каждого спросил? Или у черни незачем и спрашивать?
Все чаще у «экспертов по протесту» и в том фейсбуке, который «низабудим–нипрастим», попадается примерно следующее: «Я реально ощутил всю горечь и безысходность гражданской войны, которая нас всех ждет. Ибо мирно сосуществовать, мы, увы, с ними вряд ли сможем. Вне зависимости от того, кто победит в краткосрочной перспективе». Они, сидя на диванах, в окружении такой же семьи, объявляют нам «войнушку», как вам нравится? Не наигрались в детстве? Все еще щекочет?
Зная лично некоторых змагароу, могу сказать, как она будет выглядеть, их войнушка. Они будут царапать машины на стоянках, заливать замки клеем, при случае – и поджигать. Они будут вешать внутри застекленных лоджий флаги – но так, чтобы быстро снять при звонке в дверь: «А вы докажите!» Вечерами будут ходить с баллончиками – типа граффитисты – и пачкать стены. Будут писать обращения и письма, требуя все больше ответов «в установленные сроки».
Креатив, ежели когда сидишь на диване, – он бьет ключом: «Например, наклеил один несознательный гражданин бчб-наклейку на свой подъезд, а потом попросил живущего там же ябатьку помочь содрать. И сфотал того в процессе, а потом переправил это фото в МВД с указанием, что заснял расклейщика символики. Другому ябатьке украсили машину Погоней и отправили фото машины на телефон доверия. Ну и так далее».
Иначе говоря, уезжать они не собираются, мирно сосуществовать – тоже, своим согражданам готовы портить жизнь всей семьей регулярно. А жить им, напомню, есть на что, у каждого «в этой стране» хоть какой, да бизнес.
У меня встречное предложение. Для идеологов, но, скорее, для обычных граждан – сотрудников налоговых, санстанций, инспекций по труду, работников МЧС и МАРТа… Для государственных людей. Берем, шерстим фейсбуки, есть кому помочь, – и проверяем. И еще раз проверяем. И еще. Пока бизнесочек у наших «предпринимателей», решившихся поиграть в войнушку, не заблестит, как… Пока не заблестит, в общем.
Основания, даже моральные, есть. «В гродненском кафе-кондитерской отказались сделать торт, который хотели заказать сторонники действующей власти в поддержку местного ОМОНа», – распропагандировали ну просто все «независимые» сайты. То есть мелкий буржуй будет теперь сам решать, кого кормить, кому в рыло с порога? И не только в Гродно, но и повсюду в стране? Скажите тогда, надо ли нам ждать, когда они торт сделают, но в него битого стекла подсыплют?
Поэтому – проверки. Которые закончатся лишь тогда, когда очередной «буржуй-партизан» не сменит позицию публично в фейсбуке – и не соберет под собственноручно написанным, скажем, тысячу лайков. А пока не собрал, каждый вечер на семейном совете такому «партизанчику» придется решать – или в Польшу запаивать пакетики. Или – как в известной истории, процитирую ее полностью.
«В один из хpамов совеpшенно cлучайно забpел инспектоp пожаpной охpаны… Hе вступая в атеистический диспут, пожаpный накатал пpедписание о пяти пунктах.
1. Hад входом в цеpковь и выходом повесить светящиеся таблички "Вход" и "Выход".
2. Закpепить на полу ковpовые доpожки.
3. Все деpевянные пpедметы, включая изобpажение полуобнаженного мужчины в центpе помещения, обpаботать огнезащитным составом.
4. Рядом с мужчиной, напpотив него, в месте наибольшего скопления гpаждан, установить пpотивопожаpный щит pазмеpом два на два метpа, на котоpом должны пpисутствовать: ведpа, багpы, песок, лопаты.
5. Оклеить стены помещения плакатами с наглядной агитацией пpотивопожаpного содеpжания…»
Я здесь никоим образом не задеваю религиозные чувства. Не кощунствую, лишь призываю к аналогичному креативу государственных служащих. До тех пор, пока они не соизволят с нами «мирно сосуществовать», пся крев.
Пока не перекуют свои интернетные мечи. И пока не заткнут виртуальные орала. Ибо никогда из их семей не выйдет ни батька Минай, ни Марат Казей, ни Володя Щербацевич, это уже понятно. Никакие они не «герои» – значит, пусть научатся вести себя соответственно. Согласны со мной?
mukovoz@sb.by