11 августа Александр Лукашенко дал согласие на назначение Федора ДОМОТЕНКО генеральным директором ОАО «МТЗ». Президент выразил надежду, что он выведет работу МТЗ на новый уровень, значительно добавит в производстве, качестве и сбыте продукции.
Глава Администрации Президента Андрей Кобяков, представляя коллективу предприятия нового руководителя, отметил, что на МТЗ, к сожалению, сложилась реальная угроза утратить былые высокие завоевания. Это объясняется не только тем, что усложнилась экономическая ситуация в мире, но и определенными недостатками в работе предприятия, связанными с маркетингом, развитием собственной товаропроводящей сети, а также недостаточной работой по диверсификации рынков сбыта, так как традиционные рынки по объективным причинам испытывают определенные трудности. Глава государства ждет от нового руководителя МТЗ свежих идей, их реализация позволит улучшить непростую ситуацию, которая складывается на МТЗ. Она не катастрофическая, но предприятию нужно дать новый импульс для дальнейшего развития.
«СГ» попросила Федора Александровича об эксклюзивном интервью. И вчера в семь утра наш обозреватель был в служебном кабинете гендиректора МТЗ.
— Федор Александрович, машиностроение для вас — стихия родная?
— Несомненно. Отрасли отдал 27 лет, работая на Белорусском автомобильном заводе. Прошел путь от рядового инженера до первого заместителя генерального директора по развитию — технического директора.
— Сельскохозяйственное производство вы знаете тоже не понаслышке. В должности председателя Молодечненского райисполкома могли глубоко проникнуть в его особенности развития на современном этапе…
— Там была возможность узнать и проблемы МТЗ. Бывая на полях, сталкивался с ситуациями, когда новые энергонасыщенные тракторы непозволительно часто выходили из строя. Узнал о претензиях аграриев и к менее мощным тракторам. А что такое простой даже на сутки «МТЗ-3022», которых в каждом хозяйстве считаные единицы? Это задержка с пахотой или севом. Упускаются оптимальные сроки полевых работ, что не в лучшую сторону отражается на урожае сельскохозяйственных культур.
— Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что одними из первых шагов в новой должности с вашей стороны станут поручения многим заводским службам сконцентрировать особое внимание на качестве выпускаемой продукции, чтобы со временем уйти от обидных слов «простои из-за поломок»?
— Да, я намерен сразу потребовать доложить ситуацию с рекламациями, проанализировать, какие детали и узлы чаще выходят из строя. А затем вместе со специалистами будем думать, как преодолеть эти негативные явления, которые не красят знаменитое предприятие. Считаю, что пройдет немного времени, и престиж заводской марки будет восстановлен по тем позициям, где он сейчас в некоторой мере подорван. Постараемся, чтобы заводчанам не было стыдно перед сельчанами.
— Вторая важнейшая проблема для предприятия — реализация продукции. Как вы оцениваете ситуацию со сбытом, есть ли надежда на форсированную разгрузку складов?
— За 7 месяцев предприятие отгрузило свыше 25 тысяч тракторов. Они пошли преимущественно на экспорт. Беларусь купила только 2 тысячи наших машин. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года реализация составила 82 процента. Вниз потянула, прежде всего, Украина, куда поставлена только половина техники по сравнению с прошлогодним показателем. Причины такого положения дел известны — экономические трудности и военные действия. Снизила закупки и Россия. Но, думаю, что там трудности не критические, носят временный характер, и ситуация поправимая.
Сложности со сбытом в соседние страны завод пробует компенсировать наращиванием экспорта в другие страны СНГ (плюс 16 процентов) и дальнее зарубежье (плюс 17 процентов).
Для диверсификации экспорта взят курс на освоение новых рынков сбыта. Предприятие стало активнее продвигать продукцию в страны Африки — Судан, Нигерию, Египет, ЮАР. Начали осваивать рынок Канады. Прорабатывается проект создания двух сборочных производств в Бразилии. Завод создает собственный торговый дом в Пакистане. Это позволит увеличить реализацию нашей продукции.
Будем нацеливать службу маркетинга на то, чтобы за счет наращивания сбыта в Россию и Украину, а также освоения новых рынков, продать техники за нынешний год не меньше, чем за предыдущий.
— Рассчитываете ли вы в этой ситуации на помощь белорусских посольств в различных странах мира?
— Обязательно. Работая на БелАЗе, я ощущал их поддержку при продвижении нашей продукции за рубежом. Вообще, без посольств работать трудно. Ведь они хорошо знают особенности каждой страны, ее политику и экономику. Другое дело, что это взаимодействие надо совершенствовать, совместно искать новые подходы к реализации продукции.
— Техническая мысль во всем мире не стоит на месте. А над чем сейчас работают конструкторы завода, чтобы не отстать от времени?
— Сегодня предприятие производит около 100 моделей тракторов только для сельского хозяйства. А с учетом лесной и шахтной техники в холдинге их наберется в полтора раза больше. Недавно начато серийное производство тракторов «МТЗ-3522», которые зарекомендовали себя очень хорошо. У этих машин по сравнению с «МТЗ-3022» мощность выше на 55 лошадиных сил, что позволило улучшить их тяговые характеристики и более надежно работать с тяжелыми механизмами. Новыми тракторами заинтересовались не только в нашей стране, но еще в большей степени в России, в регионах которой есть значительно большие поля, чем у нас.
Следующим шагом стала работа над тракторами мощностью 400—450 лошадиных сил. На заводе уже создан один макетный образец такой машины, на котором отрабатывается конструктивная схема, общие параметры и компоновка. К следующей весне намечается собрать опытную партию из 2—3 таких тракторов, чтобы попробовать их в поле.
Пока в мире в серийном производстве нет тракторов такой мощности классической компоновки, когда задние колеса больше передних. Есть с так называемой ломающейся рамой и одинаковыми колесами. Мы же хотим проверить в деле «классику», что она покажет. Замечу, что для Беларуси мощность выше 350 лошадиных сил, скорее всего, не нужна. А Россия присматривается к 400-сильным машинам, чтобы на своих больших просторах применять более широкозахватные и комбинированные агрегаты.
Работаем и над тем, чтобы тракторы соответствовали экологическим требованиям Запада, которые постоянно ужесточаются. Кое-кто говорит, что он таким образом пытается защитить собственный рынок от проникновения якобы загрязняющей окружающую среду иностранной техники. Можно соглашаться или нет с такой точкой зрения, но если мы хотим удержаться на рынке западных стран, то должны обеспечить их требования.
Еще одно направление — адаптация уже существующих моделей тракторов к условиям конкретных государств. Например, для жарких стран это выпуск машин без кабин, с упрощенной трансмиссией и гидравликой. Приспосабливаемся к особенностям работы на рынке Китая. Там высокие требования к тому, чтобы при сборке на его территории было как можно больше китайских комплектующих. Но мы должны убедиться в их надежности. Поэтому привозим детали из этой страны, проводим их испытания и, лишь убедившись в надежности, даем добро на использование. Похожая ситуация и при сотрудничестве с Россией.
— Федор Александрович, первые двигатели для энергонасыщенных тракторов изготавливались на Минском моторном заводе, но зарекомендовали себя плохо, поэтому пришлось перейти на зарубежные. Но, согласитесь, это не очень хорошо, когда основу отечественного трактора составляет импортный мотор. Возможен ли возврат к отечественному, но качественному и надежному?
— Моторный завод не пал духом и несколько лет занимался доведением своего двигателя до надежных параметров. Сейчас уже больше десятка энергонасыщенных тракторов с белорусскими двигателями проходят широкие эксплуатационные испытания, наши специалисты хорошо о них отзываются. Поэтому недалек тот день, когда сердце нашего трактора тоже будет отечественным. Это реальное импортозамещение со всеми его положительными последствиями.
— Как вы оцениваете обстановку в коллективе МТЗ, удовлетворяет ли людей уровень зарплаты?
— Проблемы со сбытом негативно влияют на доходы работников. Нельзя сказать, что зарплата на заводе низкая. Она на уровне средней по промышленности. Но, считаю, на таком известном предприятии зарплата должна быть значительно выше. Однако одним желанием ее не поднимешь. Люди могут работать интенсивнее, чтобы получать больше. Сдерживает сбыт. Поэтому буду требовать от службы маркетинга активизировать продажу продукции. Появятся дополнительные деньги — нарастим зарплаты.
— Большое спасибо, Федор Александрович, за интервью. Пожелаем вам и всему трудовому коллективу МТЗ весомых успехов на этом пути!
Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»
Фото Александра РУЖЕЧКО